• EUR / USD /
  • GBP / USD /
  • USD / RUB /
  • EUR / RUB /
Ютинет.ру решился на развиртуализацию
Cкачать пост

Ютинет.ру решился на развиртуализацию

Размещение компании Ютинет.ру на бирже ММВБ, безусловно, знаковое событие, так как с его появлением создается новый сектор — интернет-ритейл. Данный бизнес имеет весьма неплохие перспективы в России. Прежде всего, они обусловлены достаточно слабым проникновением Интернета в нашей стране. Инвесткафе предлагает одно из первых исследований, посвященных этому новому для российского рынка сектору и первой его компании, намеренной получить листинг.



По данным Российской ассоциации электронных коммуникаций, количество интернет-пользователей в России составляет около 57 млн человек, или около 40% населения. В значительной мере этот показатель формируют пользователи, имеющие низкоскоростной доступ, который не создает комфортных условий для покупок в Интернете. Подавляющее большинство таких пользователей сосредоточено в регионах России. Таким образом, развитие интернет-торговли в нашей стране находится в начальной стадии.

В 2010 году, по данным компании-разработчика платформ для онлайн-магазинов Insales, объем рынка интернет-торговли в России достиг 176 млрд руб. При этом около 72% продаж приходится на компьютеры и бытовую технику. Таким образом, избранный компанией Ютинет.ру сегмент (персональные компьютеры и ноутбуки), а также направление, в котором она намерена развиваться (расширение товарного ассортимента за счет бытовой техники и электроники), с высокой долей вероятности могут обеспечить неплохие темпы роста продаж в ближайшие годы. Также стоит отметить, что по различным оценкам среднегодовой рост рынка электронной торговли в России в 2007-2010 годах составлял около 30%.

Риски, присущие бизнесу компании

Вместе с тем именно со спецификой интернет-торговли и связаны основные риски для бизнеса в данном секторе. Во-первых, региональное развитие, которое должно стать одним из ключевых драйверов роста компании, может быть затруднено отстающим развитием телекоммуникационной инфраструктуры, а также платежных систем. Об этом, в частности, говорил в своем выступлении для потенциальных инвесторов генеральный директор компании Михаил Уколов. Об отставании платежной инфраструктуры свидетельствует тот факт, что по-прежнему значительная часть клиентов (по различным оценкам около половины) предпочитает расплачиваться наличными с курьером, избегая платежей банковскими картами. Другой риск может заключаться в предположительно весьма высокой зависимости бизнеса компании от корпоративных бюджетов и стратегий закупщиков. В случае ухудшения деловой конъюнктуры закупки новой оргтехники — одна их первых статей корпоративных бюджетов, подвергающаяся сокращению. Остро стоит и проблема конкуренции. Затраты, связанные с входом на рынок интернет-торговли, весьма невелики, и этим обусловлено большое количество его участников. Наконец, успешность размещения находится под угрозой возможного падения сектора интернет-компаний, основательно перегретого размещениями Яндекса, Mail.Ru и LinkedIn.

Динамика операционных показателей

Компания показывала неплохую динамику выручки в 2008-2010 годах, однако я полагаю, что для выхода на IPO этого еще маловато: даже при росте более чем в три раза по сравнению с 2009 годом выручка в 2010 не превысила 1 млрд рублей. С динамикой чистой прибыли ситуация значительно хуже. Лишь в прошлом году она стала положительной, однако рентабельность оставляет желать лучшего: она достигла примерно 2,7% в 2010 году. С учетом высокой конкуренции в сегменте этот показатель выглядит еще более скромно. Стоит отметить, что невысокую рентабельность имеют и интернет-ритейлеры развитых стран. Например, Amazon и BestBuy показали 2,04% и 1,24%, соответственно в I квартале. Однако латиноамериканский интернет-ритейлер MercadoLibre достиг результата в 22,87%. Впрочем, рентабельность М.Видео в 2010 году составила лишь 2,57%.



Сравнительно невелико и среднее количество сделок в день: по данным самой компании оно составляло лишь 340 в 2010 году при среднем чеке в 24,5 тысячи рублей. Для сравнения, в 2009 году среднедневной объем трансакций М.Видео в денежном выражении составлял 19,5 млн рублей при среднем чеке в 4323 рубля. Думаю, что большой средний чек в Ютинет.ру обусловлен, прежде всего, доминированием в структуре продаж ноутбуков, цены на которые в среднем начинаются от 10 тысяч рублей. С расширением товарного ассортимента, заложенного в стратегию развития компании Ютинет.ру, весьма вероятно и последующее снижение суммы среднего чека.

Структура собственности и размещения

По данным презентации для инвесторов, Ютинет.ру имеет следующую структуру собственности: 51% принадлежит компании IQ One Holdings SA, чей директор Дмитрий Соловьев работает в сфере венчурных инвестиций; 26,7% имеет генеральный директор Ютинет.ру Михаил Уколов; 21,3% держит финансовый директор компании Олег Рыбалов; 1% принадлежит IT-директору компании Давиду Галояну.

IPO фактически разделено на два этапа: в ходе первого фонд IQ One Holdings продаст 10% принадлежащих ему акций на рынке (2 млн акций). В ходе второго этапа предполагается разместить допэмиссию на те же 2 млн акций, которую, по сообщению организатора, согласно андеррайтинговому соглашению должны выкупить собственники компании. По данным, представленным в презентации компании, структура собственности будет изменяться следующим образом:



По сообщениям организатора размещения, средства, вырученные от IPO, целиком планируется направить на реализацию стратегии развития компании.

Стратегия развития компании

Ключевым пунктом стратегии развития компании является продвижение платформы Ютинет.ру. Для того чтобы объяснить суть данной системы, сначала стоит рассмотреть операционную модель компании и понять место платформы в ней. Схема операционной модели компании хорошо представлена в ее презентации для инвесторов:



Таким образом, суть платформы Ютинет.ру заключается в предоставлении потенциальным покупателям возможности выбрать лучшие цены от самых различных поставщиков. В качестве аналогичных систем можно выделить Яндекс.Маркет и Price.ru, которые уже имеют большую долю в данном сегменте. Конкурировать с ними будет весьма трудно — для этого необходимо наладить лучшее взаимодействие с поставщиками, а также предложить потенциальным покупателям некие новые особенности, которые могут выделить данную платформу на общем фоне.

Именно в качестве такой особенности преподносится возможность поиска «на человеческом языке», то есть возможность ввести запрос вроде «бюджетный ноутбук для студента» или «мощный игровой ноутбук». В эту поисковую систему компания и планирует интегрировать предложения сторонних поставщиков.

Сервис представляется весьма интересным, однако степень его востребованности среди потенциальных покупателей и возможность доказать свои решающие преимущества перед остальными платформами пока находятся под вопросом.

Если рассуждать на уровне психологии, выбор сложной техники — решение, которое обычно сопровождается долгими поисками, перебором вариантов и обменом мнениями с более информированными знакомыми или родственниками. В сегменте корпоративных покупателей данное правило имеет еще больший вес. Поэтому для значительной доли покупателей такая возможность не станет ключевым преимуществом, в отличие, например, от платформы Яндекс.Маркет, которая предлагает поиск с фильтрацией результатов по весьма развернутому списку критериев и технических характеристик товара. Вместе с тем для покупателей, которые более легко относятся к выбору бытовой техники и электроники, возможность такого поиска может стать важным преимуществом, но, мой взгляд, доля таких покупателей невелика.

Под вопросом остается и схема взаимодействия платформы со сторонними поставщиками. Выручка платформы согласно модели будет формироваться за счет комиссии, отчисляемой сторонними поставщиками и собственной торговой компанией. Многое здесь зависит от способа взимания комиссии: если это будет процент от сделки, то он будет напрямую заложен в цены. Предпочтение данного варианта может сделать предложение менее конкурентным, чем в интернет-магазинах крупных ритейлерских сетей вроде М.Видео или Эльдорадо, которые не имеют дополнительного звена в виде платформы. Если это будет отчисление за переход по ссылке на сайт стороннего поставщика (именно так работает Яндекс.Маркет), то между последним и платформой может развернуться ценовая конкуренция, которая в свою очередь скажется на рентабельности бизнеса компании.

Одной из важных особенностей компании является политика низких цен. Предложения по ценам от компании, как правило, не являются лучшими, но находятся вблизи них. Завоевание преимущества по цене — главное направление конкуренции на рынке интернет-торговли, однако оно чревато низкой рентабельностью, что и проявляется в финансовых показателях Ютинет.ру. На подобные шаги могут свободно пойти небольшие магазины, чья гибкость дает им больше возможностей по сокращению издержек. В будущем Ютинет.ру планирует повысить свою рентабельность по мере расширения товарного ассортимента.

Говоря о других конкурентных преимуществах, стоит отметить высокий уровень продажного обслуживания в компании. Средняя оценка качества обслуживания на сервисе Яндекс.Маркет составляет 5 баллов из 5 возможных, что весьма важно, так как для многих покупателей при выборе товара в Яндекс.Маркете вторым критерием после цены является именно качество обслуживания.

Стоимость компании

В ходе road-show размещения диапазон стоимости обозначен как 145-195 рублей за акцию, что значительно ниже определенного ранее организатором размещения диапазона в 428,5-690 руб. Чтобы получить оценку стоимости Ютинет.ру, я решил сравнить ее с сопоставимыми зарубежными и российскими компаниями. Для рассмотрения были взяты Amazon.com, BestBuy, М.Видео в качестве ближайшего аналога в России, а также латиноамериканская компания MercadoLibre, являющаяся партнером eBay. Организатор размещения в своих материалах отдельно отметил данную компанию как весьма близкую к Ютинет. В качестве используемых мультипликаторов были выбраны стоимость компании/выручка, стоимость компании/EBITDA и цена/прибыль. Первому мультипликатору был придан больший вес, так как выручка — один из самых главных показателей для ритейлерских компаний. Кроме того, мультипликаторы компаний из развивающихся стран получили больший вес, из развитых стран — меньший.



Таким образом, моя оценка находится вблизи нижней границы определенного в ходе road-show диапазона. Кроме того, размещение по цене в более низком диапазоне оставляет бумагам компании больший потенциал для роста.

Резюмируя, хотелось бы отметить, что компания избрала для себя быстрорастущий сегмент рынка, который при этом сопряжен с высокими рисками. Успех компании будет зависеть от успешности продвижения платформы Ютинет.ру и взаимодействия в ее рамках со сторонними поставщиками. Данный процесс сопряжен с высокими рисками, обусловленными высочайшим уровнем конкуренции по всем направлениям развития компании. Преимущества платформы Ютинет.ру, предлагаемые компанией, я считаю недостаточными для обеспечения взрывного роста продаж и привлечения новых партнеров. Было бы весьма интересно узнать, как менеджмент компании планирует справиться с потенциальными проблемами и рисками.