• EUR / USD /
  • GBP / USD /
  • USD / RUB /
  • EUR / RUB /
Новый год будет трудным для ритейла Источник: img02.rl0.ru
Cкачать пост

Новый год будет трудным для ритейла

Ожидаемое падение темпов роста выручки российских продуктовых ритейлеров по итогам 2015 года и продолжение этой тенденции в 2016-м не позволяет рекомендовать их акции к покупке

Падение цен на нефть, девальвация рубля и западные санкции против России оказались очень болезненными для отечественной экономики, и в первую очередь для граждан, на своем кошельке ощутивших все «прелести» от удорожания товаров при практически не изменившихся доходах. Из-за слабой покупательной способности россиян ухудшились операционные и финансовые показатели продуктовых ритейлеров. Особенно остро из-за эффекта высокой базы конца 2014-го эта тенденция проявилась во 2-м полугодии прошлого года. Правда, пока можно только предполагать снижение показателей, ведь результаты продаж на сегодняшний день официально представил только Магнит. И все же обозначенный в его отчетности тренд на снижение темпов роста выручки и слабые предновогодние продажи, скорее всего, будет актуален и для его основных конкурентов.

Об этом же свидетельствует и так называемый потребительский индекс Иванова, который ежеквартально рассчитывает Sberbank CIB. Ориентируясь на него, можно с высокой долей вероятности предугадать конъюнктуру российского розничного рынка и определить его текущее состояние.

С октября по декабрь значение этого индекса оставалось на минимальной отметке -24%, не отражая никаких признаков улучшения. В то время как крупнейшие ритейлеры в развитых странах радуются низким ценам на нефть, благодаря чему падают их транспортные расходы, у российских  сокращается долларовая выручка, а рублевая удерживается лишь за счет инфляции и удорожания товаров. Подобная картина наблюдается также и в других развивающихся странах, например в Турции, ЮАР или Мексике. Вместе с тем отмечу, что в Индии низкие цены на нефть позволили центральному банку смягчить монетарную политику, что заметно поддержало потребительский спрос.

При этом нет никаких признаков того, что население закупает продукты и непродовольственные товары впрок, как это было в декабре 2014 года, а значит, как мы уже предполагали, предновогодняя выручка розничных сетей вряд ли удивит хорошими результатами. Например, для Магнита, который первым из российских ритейлеров представил операционные результаты за весь прошлый год, темпы роста доходов в декабре прошлого года стали минимальными за всю историю его существования, едва удержавшись выше 15%. Думаю, похожую картину мы увидим и у других российских представителей этой отрасли.

Продовольственный бюджет  на новогодние праздники в этом году оценивается примерно в 7 тыс. руб. на человека, что почти на 1,5% ниже, чем годом ранее. Чувствительность к уровню цен достигла очередного максимума (75%), красноречиво указывая на стремление покупателей откликаться только на наиболее выгодные предложения. Если в 2014 году граждане посещали магазины в среднем 2,3 торговых сетей, то год спустя этот показатель вырос до 2,6. Этим и объясняется довольно внушительный рост трафика: покупатели посещают больше магазинов разных сетей в поисках товаров, продающихся в рамках промоакций.

При этом вновь отмечается ухудшение ожидания представителей среднего класса в части личных сбережений, что можно объяснить рисками высокой инфляции и серьезными опасениями относительно экономической ситуации в стране, которая при негативном варианте развития событий может привести к росту безработицы. Крупные приобретения большинство также откладывает до лучших времен,  что говорит об отсутствии уверенности в завтрашнем дне.

Любой кризис и замаячивший на горизонте риск потерять работу как нельзя лучше позволяет пересмотреть собственные расходы и рационально построить свой бюджет. За последние три месяца прошлого года доля месячного заработка, отложенная в качестве сбережений, впервые за год выросла в квартальном выражении с 7,3% до 8,3%, а доля россиян, не имеющих сбережений, сократилась за этот же период с 39% до 36%. Однако отечественные ритейлеры вряд ли обрадуются  стремлению наших граждан к экономии: это грозит им дальнейшим развитием всех упомянутых негативных тенденций. Предполагаю, что наиболее провальными станут результаты X5 Retail Group и Lenta в квартальном выражении в связи с эффектом высокой базы.

Текущий год также не сулит ритейлерам ничего хорошего. Реальные доходы россиян могут упасть еще на 3-4%, а продовольственная инфляция едва ли начнет резко снижаться, учитывая сложную макроэкономическую ситуацию. Конечно, рассчитывать на небольшой рост потребления в этом году вполне возможно, но возврат к рекордным уровням 2013-2014 годов вероятен лишь ближе к 2020 году.

В настоящий момент я считаю лучшим решением для российских инвесторов на некоторое время выйти из акций ритейлеров, которые болезненно реагируют на сложную ситуацию в экономике. В условиях непрерывного снижения цен на нефть предугадать дальнейшее развитие событий довольно трудно. Особо нетерпеливым игрокам предлагаю дождаться хотя бы годовых финансовых результатов компаний, чтобы сделать в итоге правильный выбор.

доходы населения инфляция покупательная способность прогноз продуктовый ритейл розничные продажи экономический кризис