• EUR / USD /
  • GBP / USD /
  • USD / RUB /
  • EUR / RUB /
Пришла беда откуда ждали, или Инвестиционный рецидив Газпрома Источник: flickr.com
Cкачать пост

Пришла беда откуда ждали, или Инвестиционный рецидив Газпрома

Повышение оценки стоимости одного из самых масштабных проектов Газпрома Южный поток вызовет крайне негативную реакцию держателей акций корпорации

Представитель Газпрома сообщил, что стоимость газопровода Южный поток вырастет с ранее прогнозируемых 16 млрд до 23,5 млрд евро, то есть на 47%. Причем в дальнейшем возможны и новые «сюрпризы»: точная цифра станет известна, лишь после того как будут заключены все ключевые контракты на поставку труб и строительство.

Если ранее стоимость морского участка Южного потока оценивалась в 10 млрд евро, то теперь она увеличилась до 14 млрд евро. Затраты на часть газопровода, строящегося в Европе, оценивались в 6 млрд евро, а теперь ожидаемые издержки повысились до 9,5 млрд.

Также Газпрому необходимо будет увеличить мощности газотранспортной системы России для обеспечения строящегося Южного потока достаточными объемами газа. Примечательно, что ранее выросла и стоимость Южного коридора — на 45%, примерно до 16 млрд евро. Учитывая пересмотр объема инвестиций в Южный поток, остается вероятность, что и стоимость Южного коридора может возрасти.

Вряд ли эти новости порадуют инвесторов, которые ставят под сомнение необходимость столь существенных инвестиций в экспортоориентированные газотранспортные мощности. Эта необходимость выглядит сомнительной, во-первых, из-за их избыток в текущем году и ближайшие годы, а во-вторых в связи с усиливающимися антироссийскими настроениями в европейском энергетическом лобби. По этой причине маловероятно, что ЕС будет приветствовать дальнейшее увеличение доли российского газа на европейском рынке.

После выхода Южного потока на полную мощность пропускная способность экспортных трубопроводов из России в Европу составит 319 млрд куб. м в год, а без учета мощностей украинской ГТС она достигнет 176 млрд куб. м уже к 2017 году. По целому ряду прогнозов, разница между добычей газа в Европе и его потреблением к тому времени составит порядка 350 млрд куб. м. Таким образом, даже полностью отказавшись от транзита через Украину, Газпром сможет удовлетворять порядка 55% спроса Европы в импортном газе. Для сравнения, в настоящее время эта доля составляет порядка 30%. Однако, как и прежде, Россия не будет единственным поставщиком голубого топлива для ЕС. В перспективе существенно вырастет конкуренция со стороны СПГ из африканских стран и государств Персидского залива, а также за счет трубопроводного газа из Средней Азии.

Есть у Газпрома и несколько крупных проектов по строительству газопроводов в Китай. Это Сила Сибири и газопровод Алтай общей стоимостью свыше 50 млрд евро. Причем и они, согласно большинству прогнозов, весьма долгое время не будут полностью загружены.

В связи с этим, акционеры Газпрома, за исключением государства, справедливо опасающиеся околонулевого свободного денежного потока и докапитализации компании, должны крайне негативно принять новость об увеличении инвестиционной программы компании. 

Целевая цена по акциям Газпрома — F196.5478 Рекомендация — «покупать» в надежде на улучшение экономической и геополитической ситуации, что должно привести к сокращению дисконта в бумагах корпорации по сравнению с зарубежными аналогами.