• EUR / USD /
  • GBP / USD /
  • USD / RUB /
  • EUR / RUB /

Навязывание страховок к потребительским кредитам – вне закона

Просмотров 131

Теперь банки и все кредитные организации имеют право просить кредитозаемщиков оплачивать страховку только за первый год, а не сразу за весь период, на который брался займ, как это было еще недавно. Также запрещено получение кредита обосновывать потребностью приобретения добавочных услуг, например, полиса страхования жизни. За нарушение положения «защиты прав на свободный выбор услуг» и навязывание страховки, предусмотрена компенсация расходов, понесенных заемщиком, в двойном размере от стоимости.

Игорь Костиков, председатель Финансово-потребительского союза, прояснил ситуацию: «Если клиенту вкупе с кредитом навязали страховку, которая, к примеру, стоила 50 тыс. рублей, то, если он обратится в суд или Центральный банк, ему будет возвращен двукратный размер понесенного убытка, то есть 100 тысяч», это не касается подобных более выгодных кредитов.

Увы, многие люди не знают, что имеют право отказаться от ненужных услуг. В двухнедельный период (14 календарных дней) с момента, когда был заключен контракт добровольного страхования, гражданин вправе вернуть свои деньги, аннулировав договор. Для этого нужно написать заявление о расторжении. Это можно сделать в офисе компании или по интернету. И в течение 10 дней страховщик обязан вернуть деньги. Такая информация обычно банками умалчивается.

Как можно заставить заемщика подписать договор на страховку? Есть несколько стандартных схем, например, напугать клиента, что в случае неподписания, в кредите будет отказано. Некоторые финучреждения вообще умалчивают, что в кредит включена страховка. И на бланке контракта в клеточке напротив «Согласен на добровольное страхование…» сами ставят галочку. Ведь мало кто дотошно вчитывается в кредитный документ, а тем более знает как высчитать ежемесячные платежи, банкиры и пользуются неосведомленностью заемщиков.

Некоторые кредитные менеджеры, вооружившись тактикой запугивания, сообщают, что если клиент аннулирует страховой договор, ему увеличат процентную ставку. Однако это не соответствует действительности, поскольку у банков нет права изменять условия кредита после того, как кредитный договор был заключен. По мнению Костикова, теперь банкам грозят большие неустойки за такие неправомерные действия, и ситуация должна коренным образом измениться, что позволит клиентам избавиться от ненужной нагрузки.

По официальным данным, (источник пресс-служба Банка России) Банк России в целом все предложенные изменения поддерживает. «Они направлены на защиту прав заемщиков и позволят ликвидировать имеющиеся затруднения в правоприменительной практике. Разумеется, что такие изменения не могут полностью устранить попытки неправомерных действий со стороны отдельных кредиторов. Но Банк России, в случае разоблачения нарушений Закона «О потребительском кредите (займе)», будет принимать соответствующие меры».