• EUR / USD /
  • GBP / USD /
  • USD / RUB /
  • EUR / RUB /
АВТОВАЗ на распутье
Cкачать пост

АВТОВАЗ на распутье

На своих заводах АВТОВАЗ планирует собирать автомобили с автоматической коробкой передач. Для развития этого направления компания уже потратила 17 млн евро, однако пока неясно, смогут ли эти вложения обернуться прибылью.



Следует начать с того, что стоимость машины с АКПП, производимой АВТОВАЗом, будет начинаться с 373 тыс. руб., что существенно дороже рекомендованной цены модели Lada Granta в обычной комплектации, составляющей 259 тыс. руб. Цена на новую модель с АКПП очень близка к стоимости бывших в эксплуатации год-два иномарок, поставляемых из-за рубежа: она составляет 380 тыс. руб. В связи с этим возникают подозрения относительно спроса на вазовские модели с «автоматом». Плюс ко всему вступление России в ВТО снизит ввозные пошлины на бэушные иностранные машины, что сделает их еще дешевле.

В то же время выпуск автомобилей с АКПП — это еще один шаг на пути к соответствию мировым стандартам автомобилестроения, тем более что японские коробки передач будут высокого качества, и это повысит качество автомобиля в целом. Планы по локализации — свидетельство уверенности японского концерна в том, что спрос на автомобили будет достаточным. Стоит отметить, что АВТОВАЗ активно работает над повышением качества своей продукции. Кроме того, концерну необходимо проводить программы по изменению имиджа автомобилей марки Lada, и, возможно, тогда они смогут конкурировать с зарубежными аналогами в ценовой категории около 400 тыс. руб. Ввиду этих факторов проект по выпуску автомобилей с АКПП рискует оказаться нерентабельным.

С точки зрения инвестиционной привлекательности бумаги АВТОВАЗа обладают высоким потенциалом роста, составляющим 25% к сегодняшней цене. Учитывая общую позитивную динамику на рынке автомобилестроения России, который увеличился 15% по отношению к 1-му полугодию 2011 года, этот потенциал может реализоваться. Все зависит лишь от того, насколько эффективно концерн организует сбытовую программу новых моделей и каких результатов удастся достичь к концу года.

На мой взгляд, здесь существует три варианта развития событий. Первый сценарий — оптимистичный. Продажи автомобилей будут расти, и компании удастся по итогам 2011-го вывести операционные результаты хотя бы к уровню прошлого года, когда было продано 578,4 тыс. машин. В пользу этого говорит высокий (правда, на мой взгляд, немного спекулятивный) спрос на новую модель Lada Largus. Кроме того, спрос на Lada Granta тоже немалый, а объем продаж упал потому, что АВТОВАЗ не смог произвести необходимое количество автомобилей из-за проблем с поставкой комплектующих. Однако, чтобы превысить уровень 2011 года, необходимо продать еще как минимум 295 тыс. автомобилей, а если принять во внимание нисходящую динамику в объемах продаж в мае и июне, вероятность этого исхода низка.

Второй сценарий — нейтральный. Продажи остаются на текущем уровне, и в конце года концерн покажет результаты хуже прошлогодних, но все же выйдет в прибыль. В пользу такого варианта говорит высокая вероятность того, что компании не удастся достигнуть необходимых объемов реализации из-за возможных проблем с контрагентами и дефектов, выявленных уже после старта продаж. Такая ситуация возникла с Granta, в результате чего объем продаж машин этой марки снизился в июне на 12,3%, до 8600.

И третий сценарий — пессимистичный. Во второй половине года будет наблюдаться спад продаж автомобилей по сравнению с результатами первых шести месяцев, и по итогам финансового года концерн зафиксирует убыток. Тенденция к сокращению объемов реализации автомобилей Lada в 1-м полугодии относительно показателей 2011 года при общем росте рынка в среднем на 10% может продолжиться и во 2-м полугодии. Этому будет способствовать усиливающаяся конкуренция со стороны зарубежных производителей. К укреплению позиций конкурентов приведут последствия вступления России в ВТО, после которого пошлины на ввоз автомобилей и комплектующих будут снижены. Государство в качестве меры поддержки отечественного автопроизводителя вводит утилизационный сбор, но это лишь замедлит снижение цен, а не остановит его.

На мой взгляд, пока наиболее вероятен второй вариант развития ситуации, потому что руководство компании сделает все, чтобы серьезного спада не произошло, и до сих пор в данном направлении видны довольно-таки значительные успехи, но и на особо сильный рост я бы рассчитывать не стал из-за усиления конкуренции. По моим прогнозам, продажи концерна в 2012 году окажутся на уровне 520 тыс. автомобилей в год, что приведет к снижению чистой прибыли до 4,7 трлн руб.

В целом бумаги компании представляют пока лишь спекулятивный интерес из-за неопределенности относительно ее перспектив. Цель по акциям АВТОВАЗа составляет 21,39 руб.