• EUR / USD /
  • GBP / USD /
  • USD / RUB /
  • EUR / RUB /
Минсвязи окажет Ростелекому медвежью услугу
Cкачать пост

Минсвязи окажет Ростелекому медвежью услугу

Огромные инвестиции и неопределенность с рентабельностью мегапроекта по оказанию УУС могут оказать давление на котировки бумаг Ростелекома

Согласно опубликованной на сайте Минсвязи информации, Госдумой недавно были утверждены поправки в отраслевое законодательство, согласно которым устанавливается единый оператор универсальных услуг связи (УУС). Этот самый единый оператор будет обязан обслуживать всю инфраструктуру УУС и, что более важно, выполнить задачу по покрытию широкополосной связью за счет госфинансирования населенные пункты с 250-500 жителями. По мере прокладки магистральных каналов связи к этим населенным пунктам также будут подключаться малые города и села с населением от 500 до 10 тыс. человек, но, судя по всему, в последнем случае развертывание инфраструктуры «последней мили» будет вестись уже за счет инвестиций самого оператора. Грубо говоря, в этом случае государство оплатит из своего кармана только магистраль. Таким образом, в совокупности ШПД будет дополнительно покрыты населенные пункты суммарно с 30 млн жителей. Напомню, что к 2018 году Минкомсвязи рассчитывает добиться покрытия ШПД 97% населения страны. Для сравнения: на текущий момент уровень проникновения ШПД в России составляет 55%.

Учитывая принятые поправки, теперь уже более подробно прорисовываются контуры предстоящего мегапроекта по сравнению с предыдущим его вариантом, когда планировалось подключить к интернету 93% населения к 2018 году. Сейчас он предполагает заключение с вышеупомянутым единым оператором УУС десятилетнего контракта на сумму около 150 млрд руб.

Финансироваться все будет из фонда универсального обслуживания, который ежегодно пополняется благодаря обязанности всех операторов связи страны отчислять в него 1,2% своей выручки. Например, в 2013 году фонд планировал получить 14 млрд руб. Проблем с финансированием планов регулятора быть не должно, так как обычно не все поступившие в фонд средства расходуются. Например, расходы на возмещение по УУС по итогам 9 месяцев 2013 года составили лишь 5,2 млрд руб. Более того, судя по всему, большинство договоров на обслуживание таксофонов и пунктов коллективного доступа в интернет не будет продлено на 2014 год из-за их морального устаревания. В связи с этим Минкомсвязи получит возможность направить на финансирование проекта по подключению ШПД в малонаселенных пунктах практически все средства фонда.

Судя по всему, займется этим проектом Ростелеком, так как именно он, с большой долей вероятности, будет выбран в качестве единого оператора УУС. Ростелеком до этого получал большую часть отчислений из соответствующего фонда. Также стоит отметить, что в связи с большими объемами закупок оборудования и расходных материалов в рамках исполнения стратегии по развитию ШПД Ростелеком имеет доступ к значительными скидками.

Будет ли выгодно участие в подобном проекте Ростелекому? Теперь, опираясь на самые крнсервативные оценки, можно с уверенностью ответить на этот вопрос отрицательно. Судя по отчетности за 9 месяцев 2013 года у Ростелекома была значительная долговая нагрузка. Показатель чистого долга составлял 208,3 млрд руб., а соотношение чистый долг/LTM OIBDA находился на уровне 1,9, что в 1,5-2 раза выше среднеотраслевых значений. Между тем госкомпания обязана платить дивиденды в размере 25% от РСБУ и финансировать обширную инвестпрограмму.

Динамика соотношения CAPEX/выручка Ростелекома  за 2012-2018 годы

Источник: стратегия компании до 2018 года.

Как я уже писал ранее, без учета расходов на магистраль подключение населенных пунктов численностью от 500 до 10 тыс. жителей, где в проводном и беспроводном ШПД нуждаются около 3,5 млн домохозяйств, обойдется Ростелекому в лучшем случае в 30 млрд руб. Причем, как теперь стало известно, госфинансирования монтажа «последней мили» в этих городах не будет. Потенциально низкий платежеспособный спрос в регионах грозит низкой рентабельностью проекта, а рост долга под дополнительную инвестпрограмму нивелирует сокращение долговой нагрузки от возможной продажи Ростелекомом казначейских акций. Добавьте сюда еще неопределенность с приватизацией. Совершенно неясно, сможет ли после ее проведения частный Ростелеком выйти из проекта без штрафных санкций?

Учитывая все вышеперечисленное, я скептически отношусь к подобному мегапроекту. Если «последняя миля» действительно будет финансироваться Ростелекомом за счет собственных средств, это может обусловить переоценку целевой цены по обыкновенным бумагам компании в сторону снижения. До публикации планов оператора относительно изменения инвестпрограммы таргет по его акциям остается прежним и составляет 140,6 руб. за бумагу.