• EUR / USD /
  • GBP / USD /
  • USD / RUB /
  • EUR / RUB /
Динамика абонентской базы, или Способ узнать все о инвестпривлекательности оператора связи Источник: deita.ru
Cкачать пост

Динамика абонентской базы, или Способ узнать все о инвестпривлекательности оператора связи

Анализ основных игроков российского мобильного рынка по абонентской базе и churn rate

Российский рынок мобильной связи находится на пороге больших перемен. Взять хотя бы полноценный ввод принципа переносимости мобильного номера (MNP) с 15 апреля 2014 года, возможное введение уже применяющегося во многих странах принципа технологической нейтральности, активное развитие услуг по передаче мобильных данных и стремительную экспансию региональных мобильных операторов.

Чтобы понять, акции какого оператора будут наиболее привлекательны в новом году, недостаточно проанализировать финансовые показатели какой-либо определенной компании. Для принятия обоснованного инвестиционного решения важно охватить взглядом всю отрасль и, что не менее важно, увидеть все происходящие процессы в динамике. С этой целью я намерен выпустить серию материалов, посвященных отраслевым обзорам российского мобильного рынка с января по сентябрь 2013 года.

Ранее я уже анализировал мобильный рынок с точки зрения показателя выручки, динамики данного показателя и доли операторов на российском мобильном рынке. Сейчас речь пойдет об операционных показателях ― динамике мобильной абонентской базы за январь-сентябрь 2013 года и оттоке абонентской базы (churn rate), а также об анализе сложившейся на рынке ситуации.

Я начну с описания динамики и размера мобильной абонентской базы  операторов в 2013 году и их доли по данному показателю на российском рынке. Именно абонентская база является основой финансовых показателей компаний сектора, поэтому ей следует уделять особое внимание.

Динамика российской мобильной абонентской базы операторов в 2013 году, млн

Источник: данные компаний, инфографика Инвесткафе.

Доля операторов на российском рынке мобильной связи по размеру абонентской базы


Источник: данные компаний, инфографика Инвесткафе.

Как видно, среди операторов «большой тройки» лучшую динамику показывает Мегафон. Ему за три квартала уходящего года удалось увеличить абонентскую базу на 5,8% и нарастить долю рынка по абонентской базе на 0,5 п.п. Более слабую динамику показали российский сегмент Vimpelсom ltd. и МТС, прибавившие по 4,4% и 2,5% соответственно. Темпы прироста абонентской базы Теле2 Россия и мобильного подразделения Ростелекома схожи, поскольку оба оператора придерживаются одинаковой стратегии дискаунтера.

Если говорить о «большой тройке», то опережающие темпы роста абонентской базы Мегафона можно связать с оптимизацией продуктового предложения, развитием монобрендовой сети и сервисов DATA. С другой стороны, есть причины, которые не позволяют говорить об однозначном лидерстве данного оператора. Речь идет о том, что с конца 2012 года компания не публикует данные об оттоке абонентской базы. Также от публикации данного показателя в 3-м квартале 2013 года отказался и VimpelCom.

Churn rate по России, %


Источник: данные компаний, оценки Инвесткафе.

Отток абонентской базы наиболее полно характеризует степень ее лояльности или, проще говоря, ее качество. Возможно, отказ обнародовать данный показатель и не говорит о том, что отток резко возрос, однако, с учетом уже действующего MNP, значение этого показателя очень велико, ведь при прочих равных условиях, можно предположить, что отток абонентов в ходе MNP будет направлен в сторону операторов с наименьшим churn rate. Поэтому отсутствие данных я рассматриваю как негативный фактор при оценке стоимости акций.

Подводя итоги, можно резюмировать, что среди основных игроков российского мобильного рынка с января по сентябрь 2013 года лучшие показатели по темпам роста абонентской базы продемонстрировал Мегафон, а худшие были у МТС. Тем не менее, по моим оценкам, у МТС самый низкий показатель оттока абонентской базы из «большой тройки», что является ключевым показателем в преддверии MNP. Мегафон же, как и VimpelCom, не публикует данные об  churn rate, что можно считать сильно негативным фактором при оценке стоимости компании.

На текущий момент таргет по Мегафону находится на пересмотре в сторону повышения (предыдущий был равен 884 руб.). Цель по МТС ― 352,3 руб., рекомендация ― «держать». Целевая цена по обычке Ростелекома ― 140,6 руб. за бумагу с рекомендацией «покупать»,  а по ADS Vimpelcom Ltd. — $12,8, «держать».