• EUR / USD /
  • GBP / USD /
  • USD / RUB /
  • EUR / RUB /
Чем грозит телекомам великое переселение абонентов?
Cкачать пост

Чем грозит телекомам великое переселение абонентов?

В первый день зимы в России заработала услуга по переносу мобильного номера (MNP). Абоненты получили право сохранять номер при переходе к другому оператору связи в пределах одного субъекта РФ. До 15 апреля 2014 года MNP будет действовать в тестовом режиме.



Оператор мобильной связи, в сеть которого осуществляется перенесение абонентского номера, вправе самостоятельно определить дату и время начала оказания услуг по договору. По словам министра связи Николая Никифорова, в первый день действия MNP соответствующее заявление написал 231 абонент.

На мой взгляд, новость неоднозначна для основных игроков рынка мобильной связи в РФ. Из негативных моментов стоит отметить достаточно высокие затраты сотовых операторов на подготовку своей сети к оказанию услуги по переносу мобильного номера (MNP). Так, по моим оценкам, совокупные затраты пяти основных игроков рынка ― Vimpelсom ltd., МТС, Мегафона, Теле2 Россия и мобильного подразделения Ростелекома ― составили в совокупности не менее $0,4-0,5 млрд. Вряд ли можно говорить о том, что в обозримом будущем эти затраты окупятся у всех сотовых операторов. Как показывает практика, введение принципа MNP в развивающихся странах обычно приводило к значительному увеличению показателя оттока абонентской базы (churn rate), а также к последующему снижению цен на услуги связи и повышению маркетинговых расходов.

Оценка churn rate в первые три года после введения MNP


Источник: J'son & Partners Consulting.

По моим подсчетам, в первый год в среднем по развивающимся странам отток возрастал примерно на 25%. В этом отношении я согласен с результатами исследования Ромир, которое показало, что примерно половина мобильных абонентов в РФ в разной степени готовы воспользоваться MNP, а 12% абонентов твердо намерены перенести свой основной или запасной мобильный номер. В абсолютном значении это соответствует примерно 28 млн абонентов. С учетом этого я ожидаю, что по окончании тестового периода количество воспользовавшихся MNP возрастет в десятки раз и составит несколько тысяч в день.

Возможное направление миграции абонентов при смене основного оператора


Источник: исследование Romir.

Впрочем, некоторые сотовые операторы все-таки смогут даже выиграть от ввода MNP посредством перетягивания абонентской базы от других игроков рынка. На мой взгляд, ключевым показателем способности отобрать часть чужой абонентской базы для оператора является уже упомянутый показатель churn rate. Отток является достаточно хорошей характеристикой лояльности абонентов и зависит от цен на услуги, качества связи и спектра дополнительных сервисов. При прочих равных чем ниже текущий отток абонентов, тем больше преимуществ от MNP получит оператор. По моим оценкам, на текущий момент наименьший среди основных игроков рынка отток абонентской базы демонстрируют Теле2 Россия и МТС с соответствующими показателями за 3-й квартал 2013 года в 7,7% и 9,1%, что немного ниже среднего по отрасли. Если данные операторы нарастят коммерческие расходы и создадут выгодные предложения для абонентов, то они вполне могут стать основными бенефициарами MNP.

Churn rate по основным игрокам рынка мобильной связи РФ


Источник: данные компаний, оценки Инвесткафе.

В целом, исходя из имеющихся в открытом доступе данных по churn rate оператора, от MNP в наибольшей степени выигрывают Теле2 Россия и МТС. Цель по обычке МТС ― 352,3 руб. Таргет по бумагам Мегафона ― 884 руб. (находится на пересмотре в сторону повышения), а целевая цена по обыкновенным акциям Ростелекома ― 140,6 руб.