• EUR / USD /
  • GBP / USD /
  • USD / RUB /
  • EUR / RUB /
Разбор полетов: операторы отчитались за 9 месяцев года
Cкачать пост

Разбор полетов: операторы отчитались за 9 месяцев года

После публикации отчетностей основных игроков российского рынка мобильной связи за 3-й квартал и все 9 месяцев 2013 года пришло время подвести предварительные итоги по данному сектору и озвучить прогнозы на весь 2013 год и долгосрочную перспективу. Предлагаю проанализировать наиболее заметные тенденции рынка мобильной связи и определить, какие конкурентные преимущества операторов обеспечили им достигнутые финансовые результаты и, соответственно, положение на рынке. На мой взгляд, помимо непосредственно операторов «большой тройки» важно проанализировать показатели и региональных операторов-дискаунтеров ― Теле2 Россия и Ростелекома. Да, ранее мною много говорилось о возможности развития СП двух компаний, однако в данном случае интересно проанализировать каждую из них в отдельности.



Я начну с анализа доли на российском рынке мобильных операторов по состоянию на конец 3-го квартала 2013 года, исходя из размера выручки от услуг мобильной связи. Подобное сравнение подразумевает, что из совокупной выручки вычитаются доходы, связанные с иностранными «дочками», ШПД и розничными сегментами. Таким образом, можно увидеть реальное положение дел в отрасли.


Источник: отчетность операторов за 9 месяцев 2013 года, инфографика Инвесткафе.

Как видно из представленной инфографики, с небольшим отрывом лидируют МТС. Помимо доли рынка необходимо проанализировать и темпы роста выручки компаний.

Темпы роста мобильной выручки операторов в 2013 году по РФ, в % кв/кв

Источник: данные компаний, инфографика Инвесткафе.

Ускорение темпов роста мобильной выручки в РФ в последние 2 квартала 2013 года демонстрируют лишь 2 компании ― Мегафон и МТС. На мой взгляд, тенденция по большей части обусловлена развитием сегмента по передаче мобильных данных. МТС и Мегафон являются как раз теми компаниями, у которых данный сегмент наиболее развит. Так, Мегафону данный вид услуг за 9 месяцев 2013 года принес 34,8 млрд руб., а МТС за аналогичный период ― 33,585 млрд руб. Для сравнения, у российского сегмента Vimpelcom Ltd. показатель составляет всего 22,9 млрд руб. С учетом того, что данный сегмент обеспечивает 13-19% совокупной выручки и растет на 25-45% г/г, он является основным драйвером роста показателя для компаний «большой тройки». Есть все основания предполагать, что подобная тенденция получит продолжение и до конца 2013 года, и в перспективе еще 2-3 лет.

Что касается Теле2 Россия и Ростелекома, то можно видеть, что их темпы роста квартал к кварталу сокращались в 2013 году. Тем не менее, по этим двум операторам нельзя сделать столь однозначные выводы как по МТС, Мегафону и Vimpelcom Ltd. Если в случае с Теле2 Россия замедление действительно можно объяснить отсутствием 3G лицензий, то в случае с Ростелекомом основная причина, на мой взгляд, кроется в агрессивном снижении цен. Так, к 3-му кварталу 2013 года ARPU Ростелекома составил рекордно низкие среди всех основных игроков рынка 233 руб. Для сравнения, по «большой тройке» показатель в 3-м квартале находился между 320 и 357 руб. На мой взгляд, подобная стратегия госкомпании связана с желанием нарастить абонентскую базу и лишь потом приступить к ее монетизации ― аналогичный путь проделали когда-то игроки из «большой тройки».

Итак, можно сделать вывод, что основным драйвером роста и конкурентным преимуществом игроков российского рынка мобильной связи остается мобильная передача данных. Поскольку этот фактор является долгосрочным, при принятии инвестиционного решения имеет смысл обращать на него самое пристальное внимание. Лидерами в данном сегменте я считаю Мегафон и МТС с долгосрочными целевыми ценами по бумагам компаний в 884 руб. и 352,3 руб. соответственно. До объявления о создании совместного предприятия с Теле2 Россия целевая цена по обыкновенным акциям Ростелекома остается на уровне в 140,6 руб. за бумагу. Однако после объявления деталей создания СП она может быть изменена в сторону повышения.