• EUR / USD /
  • GBP / USD /
  • USD / RUB /
  • EUR / RUB /
Ленте нечем привлечь покупателей Источник: vovet.ru
Cкачать пост

Ленте нечем привлечь покупателей

Несмотря на недооцененность по мультипликатору P/S, акции Ленты не интересны для покупок

Лента, третий по величине продуктовый ритейлер России, отчиталась по МСФО за 2019 год. Продажи компании выросли на 0,9%, до 417,5 млрд руб. Столь слабый рост выручки вызван курсом на закрытие низкоэффективных торговых точек. Сопоставимые продажи увеличились на 0,1%, благодаря росту среднего чека при стагнации трафика. Результаты Ленты выглядят откровенно слабыми, особенно по сравнению с конкурентами. Так, Магнит в 2019 году увеличил выручку на 9,5%, при росте сопоставимых продаж на 0,4%, а у Х5 Retail Group соответствуюещие показатели повысились на 14% и 4%.


Источник: данные компании.

За последние год в отечественной продуктовой рознице ситуация немного изменилась. Если Х5 сохранила за собой лидерство, а  Магнит и Лента поменялись местами. 

Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы Ленты составили 76,53 млрд руб., их доля в выручке оказалась равна 18,3%. За год показатель вырос на 1,6 п.п. на фоне увеличения расходов на аренду и оплату труда сотрудников. У Магнита на издержки ушло 21,3% выручки (+0,8 п.п.), а результа Х5 Retail Group станет известен в марте.

Лента зафиксировала убыток в размере 2,1 млрд руб. против прибыли 11,79 млрд руб. в 2018 году. Снижение показателя вызвано влиянием неденежных статей – увеличением амортизационных отчислений и объема обесценения активов. Чистая прибыль Магнита сократилась на 49%, до 17,13 млрд руб.

Итак, выручка Ленты отстала от инфляции в три раза, а сопоставимые продажи продемонстрировали лишь символический рост.


Источник: данные компании.

Торговая площадь Ленты расширилась на 22,01 тыс. м кв., рост этого показателя замедлился на 74%. Компания открыла восемь новых гипермаркетов и три супермаркета, закрыв три гипермаркета и семь супермаркетов. Годовой план по супермаркетам был не выполнен более чем в два раза. Менеджмент объясняет это трудными условиями ведения бизнеса, так как конкуренты ритейлера активно проводят промоакции, провоцируя отток покупателей из магазинов Ленты. Это объяснение имеет под собой реальное основание, но розничная торговля всегда была и будет высококонкурентной отраслью экономики. На мой взгляд, проблема в другом. Еще в конце 2017 года топ-менеджмент Х5 Retail Group зафиксировал изменение тренда в отрасли. Фокус интересов покупателей сместился в сторону магазинов в формате «у дома», в которых можно ежедневно совершать небольшие покупки. В этой связи лидер сектора сделал ставку на развитие магазинов Пятерочка и увеличил отрыв от Ленты и Магнита. В 2020 году Лента планирует направить на капитальные затраты около 4% выручки, чтобы увеличить торговую площадь на 3%.

Для сравнения: торговые площади Магнита за прошлый год увеличились на 21,5%, до 814 тыс. м кв., у Х5 показатель сократился на 21,2%, до 775,38 тыс. м кв. Таким образом, Лента замкнула тройку лидеров и по этому параметру.

По мультипликатору P/S акции Ленты торгуются ниже среднего показателя по отрасли на 20,2%, что указывает на недооцененность и таргет на уровне 224,94 руб. Однако я не рекомендую покупку, а владельцем данных акций советую их держать. Инвестировать имеет смысл либо в растущие бизнесы, либо в те компании, которые выплачивают хорошие дивиденды. У Ленты сейчас нет ни того, ни другого. Темп роста бизнеса ниже, чем у конкурентов, кроме того, компания занимается снижением долговой нагрузки, поэтому дивидендов от нее ожидать не стоит.

выручка конкуренция в секторе отчетность МСФО продуктовый ритейл расширение торговых площадей розничные продажи состояние российской экономики финансовые результаты