• EUR / USD /
  • GBP / USD /
  • USD / RUB /
  • EUR / RUB /
Дикси погрязла в убытках Источник: pelekool
Cкачать пост

Дикси погрязла в убытках

Отрицательное значение P/E и неутешительные результаты за ушедший год дают основание для рекомендации «вне рынка» по акциям Дикси

Розничная торговая сеть Дикси отчиталась по МСФО за 2016 год. 

Год выдался трудным для многих российских ритейлеров из-за сложной макроэкономической ситуации в стране, ухудшившей, в частности, покупательную способность граждан, которые вынуждены экономить на всем. Покупатели, чьи реальные доходы в 2016-м продолжили падать, остаются весьма чувствительными к ценам и охотно пользуются промоакциями и специальными предложениями. На мой взгляд, предпосылок для изменения ситуации в лучшую сторону пока нет.

Лишь благодаря открытию 94 новых магазинов и доведению их общего числа до 2 802 Дикси смогла увеличить выручку на 14,3%, до 311 млрд руб.. Расширение торговых площадей привело к повышению по среднего чека на 3,5% и по трафика на 0,9%.

Вместе с тем в 4-м квартале выручка ритейлера выросла лишь на 4,2% г/г, до 78,1 млрд руб., а LFL трафика в конце года вообще упал. Предполагаю, что это могло быть связано с действиями новой команды топ-менеджмента, нацеленными на переоценку результатов работы существующей базы магазинов, и с более жесткими требованиями к новым локациям. Также нельзя забывать и о значительном изменении ассортимента магазинов сети и о проводимой реконцепции. Эти факторы какое-то время продолжат оказывать давление на операционные и финансовые показатели компании.

Доходы Дикси за прошлый год увеличились на 14,3%, но себестоимость реализованных товаров поднялась значительнее — на 18,4%, достигнув 228 млрд руб. Это ограничило рост валовой прибыли компании, которая повысилась лишь на 4,3%, до 83 млрд руб., причем валовая рентабельность снизилась с 32,9% до 29,9%.

Коммерческие и общехозяйственные расходы выросли довольно заметно — на 11,4%, до 82,3 млрд руб., практически догнав валовую прибыль. В результате операционная прибыль Дикси упала с 5,8 млрд по итогам м2015-го до всего лишь 837млн руб. Операционная рентабельность оказалась в районе 0,3% против 2,1% годом ранее.

Вместе с тем удалось стабилизировать ситуацию с займами Дикси. Ее общий долг за год сократился на 5,5%, до 32,9 млрд руб. Усилия менеджмента по рефинансированию кредитов и пересмотру сроков их возвращения привели к тому, что долговой портфель сети стал на 90%  долгосрочным. Снижение долговой нагрузки позволило компании сократить финансовые расходы с 4,83 млрд до 4,23 млрд руб., при снижении финансовых доходов всего на 90 млн руб. Поддержку финансовым результатам ритейлера оказали и положительные курсовые разницы в размере 233 млн руб., тогда как годом ранее они были отрицательными и равнялись -424 млн руб.

И все же из-за практически нулевой операционной прибыли Дикси по итогам года зафиксировала чистый убыток в размере 2,79 млрд руб. против скромного положительного результата в 35 млн руб. за 2015-й.  EBITDA ритейлера упала почти на 30% г/г, составив 9,6 млрд руб. Рентабельность по ней опустилась с 4,9% до 3,1%.

В обозримом будущем Дикси намерена продолжить органический рост, который рано или поздно должен вывести компанию на чистую прибыль. В текущем году сеть должна пополниться 180 новыми магазинами. Большую их часть планируется открыть во 2-м полугодии. Вкупе с обновленной стратегией компании это должно положительно сказаться на ее основных финансовых показателях.

Для инвестиций акции Дикси в настоящий момент не подходят, так как по мультипликатору P/E они оценены ниже нуля. А желающим невзирая ни на что стать ее акционерами рекомендую подождать появления более четких сигналов о повороте финансовой ситуации в компании к лучшему.

долгосрочная стратегия развития отчетность МСФО покупательная способность продуктовый ритейл расходы расширение торговых площадей реорганизация розничные продажи чистый убыток экономический кризис