• EUR / USD /
  • GBP / USD /
  • USD / RUB /
  • EUR / RUB /
Автопрому не завестись без господдержки Источник: vk.me
Cкачать пост

Автопрому не завестись без господдержки

Для поддержания объемов реализации автомобилей на приемлемом уровне в будущем году предприятиям отрасли необходимо государственное финансирование

Некоторое замедление темпов экономического спада в России позволило говорить о прохождении дна кризиса. Безусловно, реальные доходы населения по-прежнему низки, что негативно отражается на динамике показателей автопрома. Однако даже в этих условиях скорость падения продаж на авторынке в середине осени 2015 года производит впечатление.

Конечно, соревноваться с показателями 4-го квартала 2014 года сложно, ведь тогда резкое падение курса рубля спровоцировало ажиотажный спрос на товары длительного пользования, включая машины иностранных марок. Теперь же факторы сезонности нормализуются, однако база сравнения высока, и это делает автопродажи в относительных величинах столь удручающими.

Стоит отметить, что реализация в России автомобилей Lada в октябре сократилась на 44,5%, обогнав средние темпы снижения продаж на внутреннем рынке на 6 п.п. На этом фоне аналогичные показатели СОЛЛЕРСа (-23%) и ГАЗа (-26,2%) выглядят намного лучше. За январь-октябрь объемы реализации АВТОВАЗа снизились на 30,3%, тогда как СОЛЛЕРС и ГАЗ потеряли в продажах 25,5% и 23,8% соответственно.

По логике, российский автопром на фоне ослабления рубля должен иметь преимущество для российских покупателей, однако АВТОВАЗ на внутреннем рынке к середине осени текущего года занимал лишь 18%. Очевидно,  что модели Lada по-прежнему проигрывают таким «иностранцам», как Ford , Kia, Huyndai и др.

В планах АВТОВАЗа на следующий год производство 380,4 тыс. автомашин, тогда как в текущем году изначально планировалось выпустить 538 тыс. Иностранные владельцы АВТОВАЗа демонстрируют жесткое рыночное отношение к предприятию и некоторый пессимизм в плане развития экспорта. Еще летом президент компании Бу Андерсон  рассчитывал продать на российском рынке 1,5 млн автомобилей за текущий год и 1,6 млн за будущий. Причем с января по октябрь 2015 года объем продаж в России достиг 1,32 млн, что вполне соответствует прогнозу главы АВТОВАЗа. Тем не менее производственные планы компании не столь оптимистичны и отвечают скорее прогнозам специалистов Автосатата на 2016 год, предполагающим, что продажи новых автомобилей составят 1,2-1,4 млн штук. Главные опасения связаны с возможным сворачиванием государственных программ поддержки автопрома, а также программ льготного автокредитования и льготного лизинга.

И эти опасения небеспочвенны. Так, к примеру, на программу обновления парка, являющуюся самой значительной мерой поддержки для автопрома, государство в 2015 году в общей сложности выделит 22,5 млрд руб., а в 2016 году не более 20 млрд. При этом, возможно, изменится схема распределения госсубсидий между автопроизводителями. При их выделении планируется учитывать уровень локализации производства. Таким образом, число получателей госпомощи снизится, чем и объясняется меньший размер выделенной суммы на 2016 год.

Аналогичная ситуация может сложиться с государственным участием в программах стимуляции спроса, таких как льготный автолизинг, автокредитование и т.д. Дефицит бюджетных средств может вынудить Минпромторг отказаться от дополнительных госзакупок автомобилей для нужд властей, на которые в 2015 году было выделено 11,3 млрд руб.

Безусловно, ситуация на рынке легковых и легких коммерческих автомобилей непроста. Об этом свидетельствует его существенное сокращение за 10 месяцев 2015 года на 33,6%. Очевидно, что  крупнейшим автопроизводителям крайне важно сохранить поддержку государства хотя бы на уровне 2015 года, однако пока вопрос о дальнейших планах Минпромторга в этом отношении остается открытым. Но даже в случае положительного решения по этому вопросу покупки акций российских автопроизводителей — весьма сомнительное решение. АВТОВАЗ глубоко увяз в убытках, а бумаги СОЛЛЕРС превышают расчетный справедливый уровень ($6,29), поэтому рекомендация по ним — «держать».

автопром господдержка государственная программа государственные субсидии продажи новых автомобилей