• EUR / USD /
  • GBP / USD /
  • USD / RUB /
  • EUR / RUB /
МТС и Связной: конфликт разгорается Источник: flickr.com
Cкачать пост

МТС и Связной: конфликт разгорается

МТС и Связной обменялись взаимными претензиями. Последний требует с МТС недоплаченные за продажи контрактов деньги, а сотовый оператор в свою очередь обвиняет ритейлера в низком количестве подключений

«Черная кошка» между компаниями пробежала еще летом 2015 года, когда президент МТС Андрей Дубовсков заявил о своем разочаровании от сотрудничества со Связным, отметив в разы сократившиеся продажи SIM-карт. При этом представитель оператора отметил, что качество подключаемых абонентов существенно снизилось. Спустя несколько дней компании объявили о расторжении договора.

Для ясности стоит напомнить, что в прошлом МТС являлись основным партнером ритейлера. Но все изменилось весной 2015 года, когда контроль над Связным взял Олег Малис, являющийся младшим братом президента Евросети Александра Малиса. Не секрет, что главные конкуренты МТС — Билайн и Мегафон — являются владельцами Евросети в равных долях. Теперь, после почти двухлетнего перерыва, контракты этих операторов вновь стали продаваться в Связном.

Конфликт разгорелся с новой силой, когда компания «Связной логистика», контролирующая сеть салонов Связной в России, подала иск в арбитражный суд к МТС на внушительную сумму в размере 680,8 млн руб. Свою претензию компания объяснила желанием взыскать с оператора агентское вознаграждение за продаваемые в салонах Связного контракты, деньги за которые МТС выплатили не в полном объеме. Со слов представителя компании Марии Заикиной, ритейлер сначала обратился к МТС напрямую, чтобы получить положенную сумму по договору, но оператор ответил отказом, объясняя это низким качеством подключений после возобновления работы Связного с Мегафоном и Вымпелкомом. С претензиями бывшего партнера Связной не согласился и потребовал полную выплату оговоренного вознаграждения.

МТС, в свою очередь, не стали молчать и выразили недовольство качеством и количеством подключений к своей базе через салоны Связного. Еще летом вице-президент оператора Вадим Савченко говорил об ощутимом изменении характера продаж контрактов МТС, жалуясь на активные рекомендации SIM-карт других операторов, которыми встречают посетителей салонов Связного, а также на бесплатную раздачу SIM-карт МТС покупателям других товаров. На фоне этого качество привлекаемых абонентов резко упало, а продажи сократились до уровня, не соответствующего занимаемым позициям на российском рынке.

В итоге МТС направили ритейлеру штрафные иски на приблизительную сумму в 800 млн руб. При этом, со слов представителя оператора Дмитрия Солодовникова, компания намерена оценить последствия причиненных убытков, что вполне может стать предметом отдельных исков к Связному.

В свою очередь, ритейлер, зная об обвинениях бывшего партнера в нарушении требований к оформлению абонентских договоров, заявил об отсутствии со стороны оператора каких-либо весомых доказательств, отмечая тот факт, что многократные претензии в его адрес стали поступать именно с момента подписания новых расширенных контрактов с двумя другими представителями «большой тройки». После возобновления работы с Мегафоном и Вымпелкомом президент Связного Майкл Тач назвал продажи SIM-карт этих операторов более выгодными, к тому же они заплатили ритейлеру аванс за подключение абонентов.

Неизвестно, как разрешится конфликт, но потеря столь крупного партнера по продажам, как Связной уже негативно отразилась на МТС. Так, за 2-й квартал 2015 года прирост абонентской базы оператора в России составил 1,2%, что ощутимо уступает показателям конкурентов (Мегафон: 2,7%, Вымпелком: 2,6%). Хотя инвестиционная привлекательность у акций МТС по-прежнему сохраняется:  по мультипликатору P/E компания оценивается рынком на уровне чуть выше 10х, в то время как среднее значение по отрасли находится в районе 15х. С учетом дивидендных выплат вложения в бумаги компании по-прежнему являются более чем оправданными, а потенциал роста в них достигает 50%.

Вымпелком МТС операторы сотовой связи