• EUR / USD /
  • GBP / USD /
  • USD / RUB /
  • EUR / RUB /
Яндекс одержал стратегическую победу над Google Источник: flickr.com
Cкачать пост

Яндекс одержал стратегическую победу над Google

Решение ФАС в отношении Яндекса, выигравшего суд против Google (Alphabet), улучшает конкурентную среду и создает предпосылки для ускорения роста выручки и капитализации отечественного поисковика

Полугодовая тяжба Яндекса по иску против Google (Alphabet) о нарушении антимонопольного законодательства в части предустановленных приложений на смартфоны с ОС Android завершилась победой российской интернет-компании. Федеральная антимонопольная служба выдала Google  предписание  до 18 ноября 2015 года:

  • отменить обязательную предустановку поисковика Google; 
  • исключить из соглашений антиконкурентные требования, ограничивающие установку приложений других разработчиков; 
  • информировать пользователей мобильных устройств под управлением ОС Android распространенных на территории РФ о деактивации предустановленных приложений Google, изменении поисковой машины в браузере Chrome и возможности установки иного виджета поиска и установки иных приложений.

Кроме того, Google (Alphabet) грозит штраф от 1% до 15% от оборота рынка предустановленных магазинов приложений за 2014 год. На мой взгляд, исход был вполне ожидаем, учитывая как объективную правоту Яндекса, так и геополитическую ситуацию последних двух лет.  

Эта победа стратегически важна для Яндекса. На протяжении последних лет Google стабильно наращивает свою долю поисковых запросов в России, причем преимущественно за счет доли Яндекса. По последним данным, доля Google в российском интернет-поиске достигла 34,7%, а доля Яндекса сократилась до 57,3%. 

Источник: LiveInternet.ru, расчеты Инвесткафе.

Во многом изменение долей рынка вызвано общей тенденцией к уходу пользователей в мобильный Интернет. Доля Google в поисковых запросах с мобильных устройств составляет порядка 64%, доля Яндекса варьируется возле 33%.  ОС Android на сегодня установлена на 58% всех мобильных гаджетов, используемых на территории РФ.

По данным последней отчетности Яндекса, 91,3% его выручки генерируется контекстной рекламой, а этот сегмент рынка в России не подвергся сокращению в текущем году, несмотря на все трудности, с которыми сталкивается отечественная экономика. Стабильность этого сегмента косвенно подтверждает ускорение роста количества рекламодателей Яндекса во 2-м квартале. Доминирование Google на рынке поисковых запросов негативно влияет на ключевой сегмент выручки его отечественного конкурента. Реализация решения ФАС позволит российской компании замедлить или даже остановить сокращение доли рынка поисковых запросов в РФ и повысить темпы повышения выручки. Оговорюсь, что этот процесс займет не один день. Кроме того,  Google, очевидно, не смирится с решением суда и будет его оспаривать, чтобы потянуть время и отсрочить исполнение предписаний ФАС. Хотя, на мой взгляд, успехом апелляции не увенчаются. Дело в том, что Яндекс не одинок в своей борьбе против монополии Google. Еврокомиссия также продолжает  расследование в отношении злоупотреблений Google, и ее работа далека от завершения. Очевидно, Google в будущем ждут новые подобные ограничительные решения.

Акции Yandex (NASDAQ) относятся к одним из самых недооцененных по всем ключевым мультипликаторам.

Технический анализ указывает на формирование «двойного дна» на уровне $10 за акцию и попытку преодоления верхней линии сопротивления. Очевидно, в скором времени данный уровень сопротивления будет пройден.

YNDX Yandex N.V. daily Stock Chart

График актуализирует котировки при каждом обновлении страницы. Текущая цена — $12,24.

Акции Яндекса долгое время «загонялись» вниз, так что их дальнейшее падение может быть вызвано лишь банкротством компании. Я считаю, что улучшение конкурентной среды, которое российский поисковик получит после вступления в силу решения ФАС, создает долгосрочные предпосылки для роста выручки компании. Рекомендация по акциям — «покупать». Текущая цель — $16 (+36%).

Инвестировать в акции американских IT-компаний можно через приобретение бумаг специализированного ETF, торгуемого на Московской бирже.

Google интернет-компания интернет-реклама конкурентное преимущество конкуренция в секторе решение суда фас Яндекс