• EUR / USD /
  • GBP / USD /
  • USD / RUB /
  • EUR / RUB /
Яндекс: не умом, так кулаком!
Cкачать пост

Яндекс: не умом, так кулаком!

Яндекс опубликовал откровенно слабые результаты за 1-й квартал 2015 года, однако остается шанс на возможный бонус в случае выигрыша компании в иске против Google

Яндекс опубликовал неутешительные результаты деятельности за 1-й квартал 2015 года — первой реакцией биржи было падение цены акций на 8%.

Как я уже упоминал ранее, рекламная выручка Яндекса на 90% генерируется контекстной рекламой, а потому доля поисковых запросов — ключевой фактор успеха компании. И как раз тут новости неутешительны. За 1-й квартал текущего года доля Яндекса на родном рынке поиска сократилась на 1,10% и составила 58,6%, в то время как Google прирос на 1,5% и достиг 33,1%. Если тенденция сохранится, приблизительно в 2017 году доли данных поисковых систем на рынке России сравняются в районе 48%.

Источник: LiveInternet.ru, расчеты Инвесткафе.

Выручка компании составила 12,339 млрд руб., что означает +13,4% г/г и -15,9% кв/кв. Это самый худший темп прироста как минимум с 2012 года. Результат оказался ниже собственных прогнозов компании (-15% г/г). Во внутренней структуре выручки по-прежнему основную часть генерирует контекстная реклама (text-based advertising) — 92,85%. Доля медийной рекламы (text-based advertising) существенно сократилась до уровня 4,91% (в 4-м квартале 2014 года аналогичная доля составляла 8,05%).

Если рассмотреть рекламную выручку, разделив ее на ту, которая генерируется на сайтах, входящих в экосистему Яндекса (Websites), и выручку от рекламы, размещенной на сайтах-партнерах, отметим следующее.

Источник: отчетность компании, расчеты Инвесткафе.

В 2013-2014 годах темпы роста выручки, формируемой на сайтах-партнерах Яндекса, существенно превышали темпы роста продаж компании в целом, и это позволяло демонстрировать Яндексу хорошие общие результаты. Однако с конца прошлого года ситуация изменилась, и данный сегмент стал расти вровень с общей выручкой. В этом нельзя винить только Google. Рынок интернет-рекламы становится все более конкурентным за счет активизации крупных социальный сетей, отбирающих существенную часть рынка. Вероятно, тенденция продолжится, и рывков выше 100% (см. 1-й квартал 2014 года) мы уже не увидим. 

Количество рекламодателей в 1-м квартале составило 323 тыс., что на 14% больше 1-го квартала 2014 года и на 18% выше предыдущего квартала — пожалуй, это один из немногих положительных моментов отчетности.

Суммарные издержки (Total Costs), согласно стандартам GAAP, в рывке достигли 88% выручки, хотя средний уровень за последние два года составял 69%. В наибольшей степени снижение рентабельности произошло из-за роста расходов по статье Product Development. Так, расходы по данной статье в текущем квартале достигли 27% объема выручки против 18% в предыдущем квартале и годом ранее. Очевидно, причиной является ослабление рубля, так как расходы по данной статье в основном привязываются к доллару, в том числе и при оплате труда.

Чистая прибыль, номинированная в рублях, составила 2,127 млрд (-20,6% г/г и -71,9% кв/кв). Если рассмотреть долларовый эквивалент, ситуация еще хуже — $36 млн (-51,5% г/г и -73% кв/кв). Скорректированная EBITDA в рублях составила 3,571 млрд (-11,7% г/г и -41,2% кв/кв), в долларах — - $61,1 млн (-46,1% г/г и -43,4% кв/кв).

В комментариях к отчетности генеральный директор Яндекса Аркадий Волож к числу успехов отнес рост доли посковых запросов в мобильных приложениях. По его словам, общий поисковый мобильный трафик Яндекса составил 24,5% против 24% в предыдущем квартале. В структуре общей выручки мобильная доля достигла 20%, увеличившись с 18% кварталом ранее. Это вполне согласовывается с отмеченным снижением доли операционной системы Android на рынке России. Так, за 1-й квартал 2015 года доля Android спустилась с 59,64% до 56,46%. Однако здесь, на мой взгляд, Яндексу рано праздновать победу, так как, вероятно, это чисто временное явление для Android и он наверстает упущенное. В то же время стоит пожелать удачи Яндексу с его иском в Федеральную антимонопольную службу против Google, рассмотрение которого назначено на май. Психологически шансы Яндекса укрепляет подача 16 апреля Еврокомиссией антимонопольного иска к компании Google с обвинением в нарушении алгоритма поисковой выдачи, в которой предпочтение отдается страницам собственной торговой площадки независимо от действительного соответствия запросу.

Сравнительный анализ мультипликаторов компании с конкурентами по отрасли традиционно показывает на текущую недооценку акций Яндекса.

Технический анализ бумаг Яндекса говорит о прохождении локального дна в марте. Примечательно, что акции компании резко выросли в апреле после сообщения об упомнятом иске Еврокомиссии против Google — возможные проблемы последней в данном случае автоматически на руку Яндексу.

Ситуация довольно неоднозначная. С одной стороны, откровенно слабая отчетность Яндекса в 1-м квартале, с другой — возможный бонус в случае проигрыша Google по одному из посыпавшихся на голову компании исков.

Я склоняюсь к тому, что рынок по бумагам Яндекса отыграет негативную отчетность до цены $16. В то же время шансы компании на успех при рассмотрении ее иска против Google достаточно высоки, а внешний геополитический фон этому поспособствует. Итоговая рекомендация — «держать».

Google выручка квартальная отчетность отчетность МСФО поисковик