• EUR / USD /
  • GBP / USD /
  • USD / RUB /
  • EUR / RUB /
Аэрофлот окрыляет Победа Источник: gursesintour.com
Cкачать пост

Аэрофлот окрыляет Победа

Улучшение финансовых показателей дает основание рассчитывать на повышение дивиденда Аэрофлота в долгосрочной перспективе

Группа Аэрофлот порадовала инвесторов финансовой отчетностью за девять месяцев 2019 года. Компания смогла увеличить выручку на 12,3% г/г, до 523,98 млрд руб. Самый высокий темп ее прироста (+13,6%) зафиксирован в сегменте пассажирских перевозок.

Выручка от грузовых перевозок увеличилась на 6%, от чартеров — на 0,9%. На отечественном рынке авиаперевозок можно выделить четырех крупных игроков. Кроме Аэрофлота и S7 Group это также Уральские авиалинии и ЮТэйр. На бирже представлены лишь Аэрофлот и ЮТэйр.

Выручка ЮТэйр по итогам девяти месяцев 2019 года увеличилась лишь на 3,2%.


Источник: данные компании.

Пассажиропоток Группы Аэрофлот, которая продолжает лидировать в секторе гражданских авиаперевозок в России, за отчетный период увеличился на 10,6% и составил рекордные 46,7 млн против 13,8 млн  у ближайшего конкурента S7 Group.  ЮТэйр в отчетном периоде нарастила этот показатель на 6,7% г/г, до 6,11 млн. Пассажиропоток за январь-сентябрь прошлого года увеличили все «дочки» Аэрофлота. Лоукостер Победа зафиксировал рост этого показателя на 46,4%, до 7,6 млн, что обеспечивает ему третье место в секторе. Компания фокусируется на внутреннем рынке, при этом активно развивает международные направления. Менеджмент Аэрофлота выбрал грамотную стратегию развития Победы. Компания стремительно наращивает выручку и пассажиропоток. Наполняемость кресел у нее самая высокая среди российских авиакомпаний.


Источник: данные компании.

Операционные расходы у Группы Аэрофлот в отчетном периоде повысились на 15,7% г/г, до 462,28 млрд руб. Существенный рост показателя вызван увеличением издержек на обслуживание воздушных судов. Расходы на заработные платы увеличились на 9,9%, на топливо — на 10,3%. Поскольку издержки росли быстрее выручки, компания зафиксирована снижение операционной прибыли на 7,8% г/г, до 61,69 млрд руб. На этом фоне операционная рентабельность бизнеса составила 11,7%. У ЮТэйр операционная прибыль увеличилась более чем в сто раз в связи с прошлогодним эффектом низкой базы. Операционная рентабельность составила 6,5%. Таким образом, операционная маржа Аэрофлота практически в два раза выше, чем у конкурента. Это позитивный фактор для инвестпривлекательности лидера сектора.

В отчетном периоде Аэрофлот сгенерировал чистую прибыль в размере 17,32 млрд руб. после убытка 16,4 млрд руб. годом ранее. Позитивная динамика во многом вызвана валютной переоценкой обязательств по операционной аренде. Снижение курса доллара к рублю способствует сокращению расходов компании.

Напомню, что за последние десять лет в России были запущены два лоукостера, и оба потерпели фиаско. Успеха удалось добиться только Победе. Ее клиентов в первую очередь привлекает низкая стоимость билетов при достаточно высоком уровне сервиса. Менеджмент Группы Аэрофлот рассматривать возможность проведения IPO Победы в 2021-2022 годах. Стратегия развития Аэрофлота предполагает увеличение пассажиропотока в 2023 году до 100 млн, из которых 30% будет перевозить Победа. Сейчас на долю лоукостера приходится 16,2% пассажиропотока Группы. Руководство Аэрофлота рассчитывает на свой лоукостер как на главный драйвер роста пассажиропотока.

Долговая нагрузка Группы Аэрофлот составляет 3,7 по показателю NetDebt/EBITDA. В начале 2019 года данный показатель находился на уровне 5,1. Снижение долговой нагрузки положительно отразится на доходах компании и будет способствовать повышению дивиденда.

По мультипликатору P/E  Аэрофлот был оценен в 103,68 на конец отчетного периода. Такое высокое значение вызвано убытком в четвертом квартале 2018 года. Поскольку в 2019 году негативная тенденция изменилась, по итогам года мультипликатор вернется в привычный диапазон 5,5-6,5. У основного конкурента компании ЮТэйр отсутствует чистая прибыль за последние двенадцать месяцев, к тому же компания перегружена долгами. Таким образом, Аэрофлот на сегодняшний день остается единственной авиакомпанией в России, которую можно рассматривать в качестве инвестиционной идеи.

На мой взгляд, сектор авиаперевозок в 2020 году может столкнуться с риском удорожания стоимости топлива, что негативно отразится на финансовых показателях Аэрофлота. Начало 2020 года ознаменовалось военными действиями США на Ближнем Востоке. Ликвидация влиятельного иранского генерала Сулеймани вызвала всплеск волатильности на нефтяном рынке и поддержала рост котировок в первую неделю января. Сохраняющаяся нестабильность в регионе может способствовать дальнейшему резкому удорожанию черного золота. На этом фоне я рекомендую держать акции Аэрофлота только долгосрочным инвесторам, которые могут ориентироваться на 2023 год, когда будут подведены итоги пятилетней стратегии развития. К этому периоду компания сможет существенно увеличить пассажиропоток и порадовать акционеров щедрыми дивидендами.  

авиаперевозчики гражданская авиация долгосрочная стратегия развития конкуренция в секторе лоукостер операционные результаты отчетность МСФО пассажирооборот пассажирские перевозки потенциал роста расходы сравнение по мультипликаторам финансовые результаты