• EUR / USD /
  • GBP / USD /
  • USD / RUB /
  • EUR / RUB /
Грозит ли продажам ритейла алкогольная зависимость?
Cкачать пост

Грозит ли продажам ритейла алкогольная зависимость?

С 1 января 2013 года пиво приравняли к алкогольным напиткам: продажи пенного напитка запрещены в ларьках и палатках, так как закон требует для реализации алкоголя помещение не менее 50 кв. м. Выигрывают от этого в первую очередь крупные торговые сети, а особенно заметную выгоду получают гипермаркеты.



По данным исследования инвестиционного подразделения Сбербанка, большинство потребителей пива переориентировались на покупки в Магните (22%), Пятерочке (20%), Дикси и Виктории (7%), при этом пропорции совпадают с числом магазинов у каждого ритейлера. Число покупателей, приобретающих товар в крупных магазинах, увеличилось по сравнению с 2012 года пока незначительно: с 33% до 39% для гипер- и супермаркетов, с 52% до 54% — для магазинов «у дома». Однако уже можно сделать вывод повышении популярности гипермаркеов, хотя более логичным должно было стать увеличение потребления в более удобных магазинах «у дома».

Одной их причин увеличения покупательской активности в гипермаркетах является то, что реализация спиртных напитков, в том числе пива, также запрещена на территориях, прилегающих к детским, образовательным, спортивным учреждениям, у рынков, остановок транспорта, у вокзалов и аэропортов (за исключением магазинов беспошлинной торговли) и так далее. Эти ограничения значительно ограничили возможности ритейлеров в продаже алкоголя.

При этом стоит отметить, что доля алкогольных напитков в товарообороте современного ритейла занимает порядка 10-20%, кроме того, вместе с алкоголем покупают и сопутствующие продукты. В итоге, общий оборот магазинов и их рентабельность значительно страдают от потери алкогольной лицензии. Х5 уже в феврале лишилась лицензий для 100 магазинов, а тогда ещё далеко не все регионы приняли решение о разрешенном расстоянии. У Дикси под угрозой находятся порядка 15% магазинов.

Магазины «у дома» за пять месяцев текущего года сформировали чуть более 79% совокупной выручки для Дикси и Магнита. Х5 только начала развивать это направление, и оно приносит компании 1,35% выручки, хотя «мягкие» дискаунтеры сети, которые находятся также в непосредственной близости от различного рода социальных учреждений, заняли в выручке за 1-й квартал 64,7%. В сети О’Кей нет магазинов подобного типа, поэтому его бизнес необходимость соблюдения этого закона затронет в меньшей степени. Впрочем, компания с 2014 года собирается развивать собственную сеть дискаунтеров и, безусловно, упомянутые ограничения будут значительно тормозить расширение сети, так как найти помещение под магазин будет сложнее.

В полной мере оценить эффект от ограничений в реализации алкоголя и одновременного перетока покупателей в крупные магазины в связи с запретом продажи в небольших торговых точках мы сможем по итогам года. На сегодня можно констатировать, что новый закон несколько увеличивает проблемы в отрасли, накладывает ограничения на развитие сети магазинов и вынудит компании оптимизировать численность торговых точек.

Целевая цена по акциям Магнита — 7923,85 руб. . Таргет по Дикси — 848 руб. , по О’Кей —$12,26, по Х5 — $27,4.