• EUR / USD /
  • GBP / USD /
  • USD / RUB /
  • EUR / RUB /
Магнит вводит карточную систему Источник: flickr.com
Cкачать пост

Магнит вводит карточную систему

Внедрение системы безналичных расчетов в магазинах сети Магнит может увеличить темпы роста его выручки в долгосрочной перспективе

Магнит последним среди наиболее крупных отечественных FMCG-ритейлеров собрался внедрять систему безналичного расчета с покупателями через банковские карты. Я думаю, что до сих пор сеть откладывала этот шаг в погоне за высокой рентабельностью и с учетом небольшой для себя выгоды от данного нововведения.

Комиссия банков за предоставления услуг эквайринга в среднем составляет от 1% до 2,5%. Крупная сеть может рассчитывать на минимальную комиссию. Магазины сети Магнит позиционируются как жесткие дискаунтеры, поэтому дополнительные расходы на выплату комиссий банкам не входят в концепцию продаж. Например, исходя из расчета, что в компаниях, которые принимают к оплате банковские карты, порядка 15% розничного оборота приходится на покупки с использованием безналичных платежей, расходы на комиссию банку за эквайринг для Магнита за 2011 год, когда начали принимать пластиковые карты последние из крупнейших FMCG-ритейлеров, могли бы составить порядка 500 млн руб. при минимальной ставке 1%. В результате при снижении налоговой базы рентабельность по чистой прибыли снизилась бы с 2,5% до 2,4%, что в денежном выражении означало бы потерю порядка 312 млн руб. чистой прибыли. При этом не факт, что компания смогла бы добиться ставки по эквайрингу в 1%, а ее размер, равный 1,5%, означал бы снижение рентабельности по чистой прибыли до 2,35%, то есть потери составили бы 500 млн руб.

Выгоды от эквайринга для Магнита ранее не были очевидными, так как его введение не привело бы к притоку покупателей. Основная причина такого положения в том, что сеть присутствовала только на региональных рынках и не была представлена в Москве, на долю которой в 2011 году приходилось 56% от количества и 78% от общей суммы безналичных операций в России. В свою очередь, формат «жесткий дискаунтер» ориентирован преимущественно на небогатые слои населения, а эта категория граждан по-прежнему предпочитает оплату наличными.

Еще одно основание не рассчитывать на приток новых покупателей после введения безналичного расчета в том, что в связи с недостаточным развитием платежной инфраструктуры люди в основном обналичивали деньги и только потом отправлялись в магазин. В результате возможность заплатить за покупку по карте не была основным критерием для выбора места шопинга.

В связи с этим я считаю, что менеджмент Магнита не просчитался, решив пойти на введение оплаты через банковские карты только в 2014 году, так как это позволит компании замедлить отток LFL-трафика, который за 2013 год составил 1,28%, и позволит увеличить размер сопоставимого среднего чека. Нововведение позитивно отразится прежде всего на операционных показателях гипермаркетов, так как по безналу обычно рассчитываются за дорогие покупки, а в гипермаркетах наиболее высокий средний чек. Впрочем, подсчитать, насколько сильным будет положительный эффект от использования эквайринга, невозможно, однозначно можно утверждать только то, что он будет. Магнит наращивает присутствие на столичном рынке, поэтому данный шаг необходим для полноценной конкуренции с остальными компаниями FMCG-ритейла.

Внедрение системы безналичных расчетов с покупателями благоприятно отразится на инвестиционной привлекательности Магнита, но на фоне текущего оттока капитала из России не повлияет на динамику стоимости акций. Целевая цена по бумагам Магнита — 10,1 тыс. руб., потенциал роста — 38%, рекомендация — «покупать». Консенсус: F9124,2.