• EUR / USD /
  • GBP / USD /
  • USD / RUB /
  • EUR / RUB /
Ютинет соображает на троих
Cкачать пост

Ютинет соображает на троих

Объединение Ютинета, Сотмаркета и Е96 пойдет на пользу всем трем компаниям благодаря снижению операционных затрат

Платформа Ютинет.ру является одной из немногих публичных компаний, деятельность которой сосредоточена на продажах через интернет-магазин. Акции компании начали котироваться на бирже ММВБ в секторе РИИ в июне 2011 года по цене 195 руб. за штуку. Но постепенно оптимизм инвесторов по поводу перспектив онлайн-ритейлера поутих. С конца 2012 года его котировки пошли вниз, и на 6 декабря 2013 года цена одной обыкновенной акции Ютинет.ру опустилась до 31,74 руб. Таким образом, капитализация компании упала на 84% за год.

 Главными причинами этого стали существенная переоценка актива и переход компании из разряда стартапов в разряд крупных интернет-ритейлеров, после которого существенно увеличились коммерческие и управленческие расходы. При этом темпы роста выручки оказались значительно скромнее, чем рассчитывал менеджмент компании. Организаторы IPO прогнозировали, что ритейлер в 2012 году покажет оборот в 7,2 млрд руб., а фактический результат оказался равен лишь 1,97 млрд руб. Также  перед размещением предполагалось, что выручка компании будет расти быстрее рынка, но за 2012 год, по данным Data Insight, объем онлайн-торговли материальными товарами вырос на 24%, а оборот Ютинет.ру снизился на 5,5%. Более того, из-за серьезного повышения расходов и снижения объема выручки за 2012 год компания сгенерировала чистый убыток в 128,3 млн руб., притом что годом ранее была достигнута чистая прибыль 2,23 млн.

Источник: данные компании, инфографика Инвесткафе.

Между тем рынок на данный момент уже достаточно насыщен, темпы роста количества новых клиентов, впервые совершивших онлайн-покупку, уменьшаются, а зарубежные компании закрепили свой успех на российском рынке благодаря низким ценам и высокому качеству продукции. В этих условиях Ютинет.ру приходится изыскивать новые пути повышения эффективности сбыта и новые конкурентные преимущества. В 2012 году инвестиционные расходы компании в 2,6 раза превысили выручку.

20 ноября 2013 года в своем пресс-релизе Ютинет сообщил об интеграции бизнеса с Сотмаркетом и Е96 и переходе на единую акцию. Это позволит существенно сократить коммерческие расходы, которые на сегодня вдвое превышают выручку, и управленческие затраты, составляющие 50% от выручки. Кроме того, появится возможность значительно увеличить объем выручки за счет расширения ассортимента товаров. Этому будет способствовать создание общего для трех компаний офиса, единой сети пунктов выдачи заказов и службы доставки. Партнеры планируют объединить все операционные процессы. Одно из основных конкурентных преимуществ перед зарубежными компаниями — скорость получения товара покупателем — будет также подкреплено возможным снижением цен за счет оптимизации издержек. После консолидации можно ожидать, что финансовые показатели новой компании заметно улучшатся и убыточный бизнес начнет приносить прибыль. Это позитивно отразится на инвестиционной привлекательности бумаги.

 

Источник: данные компании, инфографика Инвесткафе.

Для обоснования целесообразности данного шага поподробнее изучим компании, участвующие в слиянии. Основным направлением деятельности Ютинета до 2012 года была продажа ноутбуков (62,5%), проекторов (5,5%) и офисной техники (32%). В 2012 году ассортимент ритейлера существенно расширился, в основном за счет подключения сторонних торговых компаний как клиентов. Компания позиционирует себя как платформа выбора товара + торговая компания, что делает главным конкурентом такого гиганта, как Яндекс.Маркет. При этом как основное конкурентное преимущество Ютинет выделяет большую клиентскую базу и богатый выбор интернет-магазинов (партнеров). Впрочем, конкурентоспособность данной бизнес-модели выглядит несколько сомнительно, так как тот же Яндекс.Маркет имеет значительно больше потенциальных покупателей и партнерских интернет-магазинов, чем Ютинет. Кроме того, на яндексовском сервисе представлен значительно более широкий ассортимент.

Вторым участником слияния является E96. Это не публичная компания, поэтому оценить ее результативность и политику достаточно сложно. Между тем этот интернет-магазин с июня этого года стал партнером Ютинета в роли клиента-платформы. Основное направление E96.ru — продажи бытовой техники и электроники. По этому направлению у Ютинет.ру за 2012 год было оформлено 22% заказов(51,6 тыс. шт), но в денежном объеме товарооборота его доля лишь 7,7%. Объединение с Е96.ru, на сайте которой, по ее собственным данным, оформляется порядка 2 тыс. заказов в сутки, может значительно увеличить долю выручки от данного направления. При этом посещаемость Е96.ru превышает 80 тыс. человек в сутки, что чуть меньше, чем у Ютинет.ру, среднесуточный трафик которого за октябрь 2013 составлял 93 731 человек, а оборот Е96 за 2012 год был больше, чем у Ютинета, и равнялся 2,8 млрд руб.

И последним, но не менее значимым участником слияния станет Сотмаркет, 51% акций которого принадлежат IQ One Holdings, а остальные 49% — Всеволоду Страху, основавшему свой магазин в 2005 году. Основным направлением бизнеса Сотмаркета является продажа мобильных телефонов, на долю которых в Ютинете в 2012 году приходилось 3% оборота. При этом в Сотмаркете, по разным данным, среднесуточная посещаемость составляет порядка 500 тыс. человек, что значительно больше, чем у платформы Ютинет и Е96.ru. Выручка Сотмаркета в 2012 году достигла 4,15 млрд руб., 35% ее объема пришлась на мобильные телефоны.

На данный момент неизвестно, по какой схеме будет происходить слияние, только что создана рабочая группа. Представить конечный план объединения компании обещают в начале 2014 года. Но можно предполагать, что это будет слияние, а не поглощение, так как маловероятно, чтобы убыточный Ютинет, нашел деньги для покупки двух крупных интернет-гипермаркетов. При этом вероятность допэмиссии для этих целей мне также кажется сомнительной, так как сумма, которую необходимо привлечь для такого поглощения, слишком велика. Рыночная стоимость Сотмаркета и Е96 по мультипликатору P/S (0,35 выручки Ютинета за 2012 год) может в несколько раз превышать нынешнюю капитализацию Ютинет.ру и составить 1,45 млрд и 0,98 млрд руб. соответственно по результатам за 2012 год.

Подводя итоги, отмечу, что слияние этих трех компаний должно позитивно сказаться на снижении издержек и дать бизнесу новый толчок к развитию. Ждать объединения сайтов, принадлежащих компаниям, не стоит. Возможно, технологии Ютинета будут плавно внедряться и на остальных площадках, но все же главным является оптимизация офлайн-составляющей бизнес-затрат. Я думаю, что на первых порах стоит воздержаться от инвестирования во вновь создаваемую компанию. Оценить справедливую стоимость Ютинет.ру достаточно проблематично из-за сложности подбора компаний-аналогов, а также в связи с тем, что последний раз по МСФО ритейлер отчитался в 2011 году. Оценить же компании Сотмаркет и Е96 практически невозможно: в публичном доступе их отчетности нет. По крайне мере, советую подождать появления полной ясности по поводу схемы проведения слияния.