• EUR / USD /
  • GBP / USD /
  • USD / RUB /
  • EUR / RUB /
Отечественный автопром: амбиции – это здорово!
Cкачать пост

Отечественный автопром: амбиции – это здорово!

Министерство промышленности и торговли утвердило Стратегию развития автопрома до 2020 года. В процессе ознакомления с этим увлекательным документом мне показалось, что в одних частях он логически оправдан, а в других – явно «подогнан» под интересы лоббирующих групп.



Ожидаемые конечные результаты реализации Стратегии



Амбиции – это здорово, когда они здоровые. Например, ставка на наши грузовики и автобусы, на мой взгляд, совершенно обоснована. Но меня, мягко говоря, ошеломило планируемое увеличение доли отечественных легковых авто до 80% на внутреннем рынке.

Из Стратегии следует, что в 2009 году доля отечественных легковушек на внутреннем рынке без учета импорта подержанных авто составила 43%, сократившись на 9 процентных пунктов относительно 2008 года. По данным АЕБ, совокупная доля крупнейших отечественных производителей – АВТОВАЗа и СОЛЛЕРС (владелец УАЗа) – в 2008 году составляла 24%, из которых 22% пришлось на АВТОВАЗ. С огромными усилиями, исключительно благодаря программе по утилизации автохлама, Волжский завод сумел увеличить продажи за январь-апрель 2010 года на целый 1% (!). Исходя из этих цифр, мне любопытно: за счет каких средств, мероприятий, а главное, моделей отечественные производители собираются через 10 лет занять 80% внутреннего рынка?

Доли крупнейших российских автоконцернов на рынке легковых авто


По данным АЕБ, компаний за 2008 г.

Наш автогигант, к моему большому сожалению, пока так и не создал для лучшей половины нашей страны автомобиль с автоматической коробкой передач. Отмечу, что разработка «автоматов» ведется с 2005 года(!) небезызвестной компанией КАТЭ, но в последнем интервью главы завода Игоря Комарова про «автоматы» не было сказано ни слова. Зато фактически было подтверждено намерение осуществить допэмиссию в пользу Renault в 2011-2012 годах.

В другом показателе – автомобилизации населения – власти, как мне кажется, наоборот, поскромничали. Согласно данным Стратегии, в 2009 году на 1000 россиян приходилось 229 автомобилей. К 2020 году планируется увеличить этот показатель до 363 авто. Для сравнения, в странах со схожими территориями и населением – США, Австралии и Канаде – уровень автомобилизации составляет 765, 619 и 563 авто на 1000 человек соответственно. Кроме того, у нас в стране примерно половина автопарка возрастом старше 10 лет – то есть, грубо говоря, рухлядь. Я полагаю, что с учетом этого фактора, а также роста доступности кредитов для населения, рост автопродаж в России в ближайшие 5 лет должен быть ближе к верхней границе указанного в Стратегии диапазона в 11-16% в год, при этом уровень автомобилизации в стране может достигнуть 420 авто на 1000 человек.

Динамика изменения рынка легковых автомобилей по годам


Динамика изменения рынка грузовых автомобилей по годам


Динамика изменения рынка автобусов по годам

Источник: Стратегия развития отечественного автопрома до 2020 года

Вывод

Сектор отечественного автопрома обладает стабильными перспективами роста в свете предпринимаемых государством мер по его восстановлению и развитию. Общий размер инвестиций в отечественный автопром в рамках реализации Стратегии оценивается в 584 млрд руб. ($19 млрд), в том числе участие государства (читай – бюджетное финансирование) может составить от 10% до 30% от указанной суммы.

Инвестиции в акции автопрома, по моему мнению, в перспективе 1-3 лет могут принести до 200% дохода. Наиболее привлекательными бумагами для покупки считаю акции КАМАЗа и УАЗа. Привлекательность акций АВТОВАЗа снижает перспектива допэмиссии в ближайшие 1-1.5 года.

Котировки акций российских автоконцернов на ММВБ


Фото: Beyonder