• EUR / USD /
  • GBP / USD /
  • USD / RUB /
  • EUR / RUB /
Аэрофлот держит высоту
Cкачать пост

Аэрофлот держит высоту

В понедельник, 22 июля, Аэрофлот представил операционные данные за июнь и первое полугодие 2013 года. В целом в отчетности авиаперевозчика не к чему придраться. В последние пару недель в бумагах Аэрофлота наметилась коррекция, и благодаря хорошим операционным показателям положительный тренд в котировках может возобновиться.



По годовым темпам роста пассажиропотока и пассажирооборота в июне Аэрофлот обогнал сектор в целом почти вдвое. Исходя из предварительных данных Федерального агентства воздушного транспорта, пассажирооборот российской гражданской авиации в первом летнем месяце увеличился на 10,1% в годовом выражении и составил 20,8 млрд пкм, пассажиропоток прибавил 10,3% и достиг 8,2 млн человек. Между тем Аэрофлот сообщил об июньском увеличении пассажирооборота на 20,6% в годовом выражении, до 5,4 млрд пкм, против 26,7% год к году, полученных в мае. Пассажиропоток вырос на 19,8% год к году против 22,5%, зафиксированных месяцем ранее, и составил 1,9 млн человек. Замедление годовых темпов не должно восприниматься как негативный фактор, так как на майские показатели оказал влияние разовых фактор ― более длинные праздники, чем в 2012 году. Уровень загрузки кресел в июне составил 79,9%, что является хорошим показателем и в точности совпадает со среднеотраслевым показателем.

На мой взгляд, стоит обратить внимание на следующий момент. Тот факт, что опережающие темпы роста компания продемонстрировала на внутренних направлениях, а на международных прирост пассажиропотока оказался скромнее, может негативно сказываться на показателях рентабельности Аэрофлота. При этом в июне рост пассажиропотока на международных авиалиниях замедлился до 12,4% в годовом выражении с 18,3% в мае. В то же время темпы роста пассажирских перевозок на внутренних авиалиниях в июне выросли до 31,5% год к году с 28,7%, зафиксированных в мае.



Однако в остальном отчетность Аэрофлота должна понравиться участникам рынка. Темпы роста по итогам 6 месяцев оказались заметно выше среднерыночных: пассажирооборот увеличился на 22,8% в годовом выражении против 19,1% в целом по гражданской авиации. Хотя последняя цифра может быть впоследствии пересмотрена Росавиацией в сторону повышения, вероятно, она все же будет ниже показателя Аэрофлота. В результате доля компании на российском рынке авиаперевозок в терминах пассажирооборота по сравнению с первым полугодием 2012 года выросла на 2,2 п.п., до 27,5%. Загрузка кресел увеличилась на 2,3 п.п., до 77,1%, и находится примерно на уровне отрасли в целом.

Операционные данные Аэрофлота должны в очередной раз порадовать участников рынка. Последние две недели акции компании теряют в стоимости порядка 3,5%, по-прежнему торгуясь ниже справедливой цены. Таргет по бумагам Аэрофлота составляет 65,1 руб., что подразумевает потенциал роста еще на 15%.

Вместе с тем стоит упомянуть и неприятные новости, которые могут сдержать рост котировок бумаг компании. В частности, стало известно, что ФАС выступает с предложением о введении требований для авиаперевозчиков по снижению цены на 25% на направлениях с низкой конкуренцией. Напомню, что рассматриваются поправки в Воздушный кодекс, разрешающие продажу невозвратных билетов и устанавливающие для них 30%-ную квоту. Замглавы ФАС Анатолий Голомолзин считает, что на региональных маршрутах, где нет конкуренции и основной пассажиропоток приходится на лидеров рынка, у последних не будет стимулов для «снижения цены параллельно с уменьшением издержек». Это как раз то, о чем я говорила еще в июне, после обсуждения представителями власти реализации программы мер по снижению стоимости авиабилетов в ходе совместного заседания комитетов Госдумы по транспорту и по экономической политике. Инициатива ФАС негативна для показателей Аэрофлота, впрочем, в правительстве обсуждаются и другие меры по снижению издержек авиперевозчиков, экономию от которых компании смогут частично превратить в рост маржи.