• EUR / USD /
  • GBP / USD /
  • USD / RUB /
  • EUR / RUB /
Сражение с ценами на бензин продолжается
Cкачать пост

Сражение с ценами на бензин продолжается

После требования государства заморозить цены на нефтепродукты на розничном рынке в середине января началась борьба с последствиями этого шага. Заморозка цен нефтяными холдингами в собственных розничных сетях ожидаемо привела к потерям в рознице и убыткам независимых продавцов.



Первую проблему попытались решить с помощью снижения экспортных льгот на мазут и дизельное топливо. Однако производство мазута на НПЗ с высокой глубиной переработки (Уфимские НПЗ Башнефти, Омский НПЗ Газпром нефти) составляет около 15%, поэтому снижение экспортных пошлин на этот продукт не компенсирует потери от розничных продаж. Такие компании, как Башнефть, реализуют больше половины нефтепродуктов через российскую розничную сеть АЗС (52,5% за 9 месяцев 2011 года), и такая мера слабо отразится на дополнительной прибыли. Экспортные льготы на мазут помогут Роснефти (переработка/добыча — 47% в 2011 году) и Сургутнефтегазу (переработка/добыча — 34%), поскольку обе компании ориентированы на экспорт сырой нефти и продуктов низкой переработки.

Попытка решить вторую проблему путем искусственных ограничений на отпускные цены НПЗ снова может привести к дефициту нефтепродуктов. По сложившейся практике нефтепродукты, производимые ВИНК на собственных НПЗ, реализуются оптом в порядке приоритетности на экспорт, в сбытовые компании, входящие в данную ВИНК, и в последнюю очередь независимым участникам рынка. Пока неясно, как будет контролироваться ситуация, когда ВИНКи начнут придерживать нефтепродукты для независимых покупателей, если цены по этим контрактам будут искусственно занижаться. С другой стороны, рентабельность российских НПЗ намного выше европейских ($10-12 за баррель против $1-3 в Европе), так что с финансовой точки зрения снижение оптовых цен для небольшой группы покупателей является допустимым.

При этом цена на бензин в России остается одной из самых низких в Европе. В лидерах такие страны, как Норвегия (АИ-95 — 76 руб. за литр), Турция (АИ-95 — 73,6 руб. за литр), Нидерланды (АИ-95 — 70 руб. за литр). На крупнейшем рынке Европы — в Германии, цена близка к среднеевропейской (АИ-95 — 62 руб. за литр). Российские цены на бензин примерно в два раза ниже среднеевропейских (28 руб. по сравнению с 55-57 руб.)

Из шести крупных ВИНКов (Роснефть, Лукойл, ТНК-ВР, Сургутнефтегаз, Газпром нефть, Башнефть) в среднесрочной перспективе интересны привилегированные акции ТНК-ВР и Сургутнефтегаза, которые к закрытию реестра в мае обещают дивидендную доходность в 13-15%. В долгосрочной перспективе стоит обратить внимание на Башнефть: целевой уровень на конец 2012 года по обыкновенным акциям — $68,71, по привилегированным — $54,97, что подразумевает потенциал роста в 36% и 39% от текущих цен соответственно.