• EUR / USD /
  • GBP / USD /
  • USD / RUB /
  • EUR / RUB /
Битва за ОСАГО: Росгосстрах вовсе не жертва? Источник: flickr.com
Cкачать пост

Битва за ОСАГО: Росгосстрах вовсе не жертва?

Рассмотрим основные точки зрения сторон противостояния на рынке ОСАГО — страховщиков и автовладельцев — в свете недавнего решения ЦБ РФ о приостановке лицензии ООО Росгосстрах

В связи с всколыхнувшими информационное пространство решениями ЦБ РФ по ограничению действия лицензии ООО Росгосстрах на осуществление страхования ОСАГО (27.05.2015) и ее оперативному возобновлению (08.05.15) в силу устранения страховщиком замечаний имеет смысл сделать небольшой экономический экскурс по истории этого сегмента рынка страхования, где который год не утихают баталии между Российским союзом автостраховщиков и Федерацией автовладельцев России.

Справочно: с 1 апреля по 25 мая 2015 года в ЦБ РФ поступило более 2300 жалоб от граждан на действия ООО Росгосстрах при заключении договоров ОСАГО. С начала года компанией было получено 385 предписаний Банка России. Это следует из пресс-релиза ЦБ от 27.05.15, где также указано, что за этот же короткий период в отношении ООО Росгосстрах вынесено почти 80 постановлений о привлечении к административной ответственности по ст.15.34.1 КоАП в связи с навязыванием дополнительных услуг при заключении договоров.

Страховые компании в оправдание своей политики часто выступают с позиции убыточности именно этого направления страхования, что давно уже у всех на слуху. Более того, ЦБ последовательно принимает их сторону, увеличивая тарифы и способствуя номинальному росту рынка. Напомним, что последнее повышение тарифов (на 40%) произошло в апреле 2015 года (решение ЦБ РФ от 20.03.15). Предыдущее повышение в 2014 году было скромнее (25-30%). Тем не менее, в обоих случаях основными аргументами страховщиков, лоббировавших это решение, были:

  • Неравномерность распределения валовой доходности по регионам (до трети территорий приносят чистые убытки);
  • Рост среднего размера лимита страховых выплат (со 130 тыс. руб. до 400 тыс.руб. в 2014 году);
  • Судебные издержки и штрафы, возникающие в силу нежелания потерпевших согласовывать суммы и сроки выплат путем переговоров (до 4% от сумм возмещения);
  • Необходимость резервирования баснословных сумм для урегулирования страховых случаев, наступивших в предшествующие периоды;
  • Невыносимая инфляционная нагрузка, поглощающая прибыль.

Эти показатели были озвучены страховщиками не раз, в последнем случае в ходе круглого стола, состоявшегося в пресс-центре «Российской газеты» 26 марта.

С другой стороны (на что постоянно ссылается Федерация автовладельцев России), статистические данные по рынку ОСАГО в целом свидетельствуют о довольно высокой доходности этого вида страхования.

По справедливой оценке руководителя Федерации автовладельцев России Сергея Канаева, страховые компании оперируют на рынке ОСАГО вполне успешно. Более того, в соответствии с независимыми расчетами ФАР, у его операторов в совокупности по итогам 2014 года формируется от 20,3 до 7,3 млрд руб. прибыли после налогообложения. Причем, последняя цифра получена с учетом практически невозможных допущений о максимально возможных выплатах по всем без исключения неурегулированным страховым случаям за предшествующий период, сделанных в пользу страховщиков.

Контраргументация страховщиков сводится к следующему. Действительно, номинально доходы от страхования превышают расходы почти вдвое. Однако помимо региональной несбалансированности рынка и макроэкономических вызовов (в первую очередь, инфляционных) следует учитывать особенности механизма распределения прибыли, обусловленные законодательством. Помимо непосредственно страховых выплат страховщики также относят до 12% от валового дохода по страховым премиями на резервы от убытков по неурегулированным договорам страхования за предшествующий год, до 10% — на агентское вознаграждение, до 10% — на ведение страховых операций, до 3% — на формирование компенсационных фондов Российского союза автостраховщиков.

В таком формате на прибыль до налогообложения страховых компаний от операций на рынке ОСАГО остается всего около 3% от валовых сборов. Кроме того, страховщики утверждают, что в связи с особенностями учета к чистым финансовым результатам полностью относятся лишь доходы по договорам, действие которых завершено (в частности, об этом пишет Антон Легчилин, заместитель генерального директора ОАО САК «Энергогарант»). Другой вопрос, соответствует ли это действительности, если статьей 330 НК РФ предписывается признавать «…доходы налогоплательщика в виде всей суммы страхового взноса, причитающейся к получению … на дату возникновения ответственности налогоплательщика перед страхователем по заключенному договору»?

Тем не менее, страховщики указывают, что с учетом вышеописанного доходом признается только 94% фактических поступлений от страховых премий по ОСАГО. Вывод, надо признать, сделан довольно казуистически, учитывая, что эта сумма получена путем вычитания из валовых сборов половины годового прироста рынка, после чего указанная сумма сравнивается с набранными довольно нетривиальными вычислениями 97% издержек и делается вывод об убыточности. С полной версией статьи рекомендуем ознакомиться здесь.

Как видно, рынок страхования ОСАГО требует взвешенной оценки независимых экспертов, не только принимая во внимание болезненность этой темы для миллионов автовладельцев России, но также и в связи с тем, что регулирование его является важной компонентой финансовой политики ЦБ и, в конечном счете, прямо сказывается на экономической конъюнктуре в целом. Необходим фундаментальный анализ показателей отчетности крупнейших игроков для определения действительных параметров доходности/убыточности ОСАГО для страховщиков и обоснованности повышения тарифов.

Впрочем, надо отметить, что Российский союз автостраховщиков (РСА) готовит изменения в правила профессиональной деятельности для усиления контроля за участниками рынка, явно учитывая сигнал со стороны ЦБ РФ. Что именно это будет за регламент и как он учтет мнение потребителей услуг, пока неясно.

Перспективы повышения тарифов ОСАГО в дальнейшем находятся в существенной зависимости от курса рубля, что понятно, так как вызывает рост цен на автозапчасти. Страховщики утверждают, что при курсе 60 руб. за доллар индексация ОСАГО должна составить до 96%, если же курс превысит 80 руб. за доллар, то это должно повлечь индексацию в 120%. В противном случае будет расти число убыточных с точки зрения этого направления кредитования регионов. Однако ЦБ РФ осуществляет довольно умеренную индексацию. Окончательные выводы по дальнейшей политике в этой области придется делать не ранее конца 2-го квартала 2015 года по итогам работы страховщиков. Не исключено, что если рубль будет слабеть (а для этого есть все основания), то ЦБ придется прибегнуть к индексации еще раз уже в этом году, однако маловероятно, что регулятор пойдет на резкий рост тарифов, так как это может дестабилизировать рынок страхования. Скорее всего, мы увидим индексацию на 30-40%, как и в предыдущие периоды, но вряд ли ранее ноября 2015 года. Кроме того, очевидно, регулятор прибегнет к балансировке тарифов по регионам. Тем не менее, приходится признать, что в текущей ситуации рост тарифов так или иначе неизбежен.

Возвращаясь к ООО Росгосстрах, дочерней структуре ОАО Росгосстрах, можно заметить, что приостановление действия лицензии практически не сказалось на котировках эмитента, если не считать волатильности в моменте (27-28 марта и 01-02 июня), после чего цена быстро восстановилась и стабилизировалась у отметки 5,25 руб., которая была довольно уверенно достигнута еще в декабре прошлого года и, по всей видимости, будет удерживаться и дальше в связи с тем, что компания захватывает рынок страхования после отказа мелких игроков удерживать свои позиции именно по ОСАГО. В прошлом году Росгосстрах, Согаз и РЕСО-гарантия увеличили сборы на 41-74%, и Росгосстрах стал контролировать до 35% рынка. Кроме того, как мы видим, ЦБ РФ (по крайней мере до сих пор) старается стабилизировать сектор страхования, даже если это идет в ущерб потребителю. 

автострахование Банк России ОСАГО Росгосстрах