• EUR / USD /
  • GBP / USD /
  • USD / RUB /
  • EUR / RUB /
Дикси — слабое звено ритейла Источник: top.rbk.ru
Cкачать пост

Дикси — слабое звено ритейла

Несмотря на серьезную недооцененность по P/S, акции ГК Дикси не подходят для включения в инвестиционные портфели в связи со слабыми по сравнению с результатами конкурентов финансовыми показателями и неопределенностью перспектив развития

По отраслевому мультипликатору P/S ГК Дикси давно торгуется ниже среднего значения, однако обольщаться насчет ее инвестпривлекательности в этой связи не приходится: для недооцененности ритейлера есть веские причины. Так, в 3-м квартале  текущего года выручка компании сократилась на 8,2%г/г, до 68,8 млрд руб., после роста на 14% г/г за тот же период 2016-го. В то же время прямые конкуренты Дикси — Х5 и Магнит в июле-сентябре зафиксировали повышение выручки на 24,6% г/г и 6,4% г/г соответственно. Экономика России после двухлетней рецессии начинает потихоньку восстанавливаться, однако на операционной деятельности Дикси этот фактор пока не отразился. Компания остается аутсайдером сектора и большого интереса для инвесторов не представляет.


Источник: данные компании.

Топ-менеджмент торговой сети продолжает проводить политику сокращения издержек, что позволило ей в отчетном периоде получить операционную прибыль в размере 1,43 млрд руб. Себестоимость продаж и операционные расходы уменьшились на 10,5% г/г и 13,3% г/г соответственно. Компания провела оптимизацию работы персонала и улучшила логистику. Эти задачи являются важной частью новой стратегии ГК Дикси. Благодаря предпринятым в этом направлении шагам ритейлер в 3-м квартале получил чистую прибыль в размере 469 млн руб. Напомню, что X5 Retail Group за тот же отрезок времени нарастила прибыль на 5,9% г/г, а Магнит зафиксировал снижение показателя на 53,2% г/г. Тем не менее квартальная рентабельность продаж у Дикси оказалась на уровне 0,7% против 2,4% у Магнита и 2,2% у Х5. Таким образом, по основным финансовым метрикам Дикси заметно уступает своим конкурентам.


Источник: данные компании.

В отчетном периоде Дикси открыла три новых магазина в дивизионе «Виктория» и закрыла 16 в дивизионе «Дикси». Это обеспечило нулевую динамику торговых площадей сети. Для сравнения:  Х5 и Магнит за тот же период открыли 820 и 853 торговые точки.  Налицо разница в векторах развития лидеров отечественного продуктового ритейла: Дикси закрывает магазины в попытке увеличить рентабельность продаж, а X5 Retail Group и Магнит  активно наращивают количество новых торговых точек.


Источник: данные компании.

Когда у руля компании был Илья Якубсон, Дикси активно открывала новые магазины. Тогдашнего руководителя  называли реформатором, поскольку он делал ставку на интенсивный органический рост. Теперь наблюдается обратный тренд: компания закрывает низкомаржинальные точки и  впервые в истории в графе «открытие новых магазинов» отражает отрицательный результат.

Еще один негативный для инвесторов фактор связан с увеличением долговой нагрузки компании. Индикатор NetDebt/EBITDA на 30 сентября вырос до 2,95 с 2,55 годом ранее. Для сравнения: у лидера сектора Х5 чистый долг составляет 1,74 EBITDA

В середине лета компания объявила о выкупе 10% своих акций. В течение 3-го квартала дочерняя компания Дикси-Юг в рамках buy back скупила с рынка 10% обыкновенных акций ритейлера. С момента старта программы выкупа (14 июля) котировки акций Дикси повысились на 49,4%. Топ-менеджмент компании в официальном пресс-релизе указал, что акции компании фундаментально недооценены и одобренная программа выкупа акций сигнализирует инвесторам об уверенности руководства в улучшении операционных показателей.

Однако на рынке сразу поползли слухи о том, что Дикси в ближайшем будущем может быть поглощена. Ключевые акционеры решили на этом немного заработать, использую низкие цены в своих интересах. Эта версия вполне имеет право на существование, поскольку компании с низким коэффициентом P/S традиционно привлекательны для сделок M&A. Однако лидеры потребсектора хранят молчание по этому поводу: ни в Х5, ни в Магните не говорили о том, что рассматривают возможность поглощения Дикси. Стоит ли частным инвесторам воспользоваться этим фактором и покупать акции Дикси на текущих уровнях? На мой взгляд, нет. Во-первых, котировки за последние три месяца очень сильно выросли, так что этот поезд уже ушел. Во-вторых, слухи об M&A, как это часто бывает, могут и не подтвердиться.

С учетом неубедительных финансовых результатов и сильного отставания от основных конкурентов не советую рассматривать бумаги Дикси для включения в инвестпортфели, несмотря на упомянутую недооцененность по P/S. На мой взгляд, сектор ритейла в ближайшие 12 месяцев на фоне роста ВВП будет восстанавливаться, но Дикси в своем сегменте является самым слабым звеном.

квартальная отчетность конкуренция в секторе обратный выкуп объемы продаж оптимизация бизнеса прогноз по ВВП продуктовый ритейл расширение торговых площадей реальные доходы населения розничные продажи состояние российской экономики финансовые результаты