• EUR / USD /
  • GBP / USD /
  • USD / RUB /
  • EUR / RUB /
Холдинг МРСК начал охоту на ТСО
Cкачать пост

Холдинг МРСК начал охоту на ТСО

По информации «Коммерсанта», Холдинг МРСК предложит правительству ввести лицензирование территориальных сетевых организаций (ТСО), деятельность которых давно не дает покоя его «дочкам». До недавнего времени холдинг вел не слишком успешную борьбу со злоупотреблениями многочисленных мелких и средних ТСО, часть выручки которых приходилось компенсировать вышестоящим распредсетевым компаниям.



Выступая за лицензирование деятельности ТСО, правительство пытается остановить процесс дробления сетей, который не выгоден никому, кроме новых ТСО и, вероятно, муниципалитетов, которым они платят налоги. Потребителю удобнее работать с одной сетевой организацией, особенно когда возникают проблемы. Федеральным властям также интересно наличие единого центра ответственности в лице компании, обладающей необходимыми техническими, финансовыми и трудовыми ресурсами для проведения работ по налаживанию или восстановлению электроснабжения.

Существующая «лоскутность» в сетях низкого напряжения является одним из основных факторов, сдерживающих развитие сетевого комплекса. Наша страна пока остается мировым лидером по количеству территориальных сетевых организаций (ТСО), их число уже давно перевалило за пару тысяч. В этом свете инициатива холдинга по лицензированию деятельности ТСО выглядит весьма спорным способом решения проблемы. Этот процесс столкнется с теми же трудностями, что консолидация ТСО на базе МРСК. Ее реализация связана с серьезным противодействием со стороны местных властей, в котором муниципалитеты часто одерживают верх над ХМРСК. Пока слабо верится, что аффилированность ТСО с местными администрациями не будет также мешать процессу лицензирования их деятельности.

Пока сообщается, что инициативу холдинга поддерживает правительственная комиссия по энергетике и рассматривает Минэнерго. Затянуться процесс согласования, безусловно, может и на год. Пока в качестве критерия отбора называется тарифная выручка, которая, кстати, как правило, и без того необоснованно завышается. По данным «Коммерсанта», ХМРСК предложил критерии отбора, направленные на отсеивание мелких сетевых организаций, на долю которых приходится менее 3% от всех условных единиц сетевого оборудования региона присутствия и менее 20% в годовом объеме передачи. Тарифная выручка лицензиата на одну единицу оборудования не должна превышать среднюю по региону более чем в полтора раза, и не менее половины оборудования должно находиться в его собственности. Лицензии планируется выдавать на 5-летний срок.

Думаю, в целях лицензирования обязательно должен оцениваться уровень организации эксплуатации сетевого комплекса, находящегося в собственности ТСО, а также достаточность средств и квалифицированность персонала. Тема персонала, наверное, станет отдельным вопросом для обсуждения, поскольку есть примеры, когда МРСК берет в аренду сети ТСО оставляя всех сотрудников при их рабочих местах.

Однако лицензирование деятельности ТСО — это лишь частичное решение проблемы. Ключевой мерой преодоления раздробленности распределительного электросетевого комплекса должно стать продолжение начатой консолидации, целевая модель которой предполагает наличие одной сетевой компанией в регионе.

Консолидация ТСО должна проводиться повсеместно, так как это позволит снизить тарифы на электроэнергию и сделает систему их формирования более прозрачной. Пока же суммарный прирост НВВ (необходимой валовой выручки) на содержание ТСО опережает рост НВВ на содержание МРСК, что обусловлено образованием все новых и новых ТСО. Напомню, что уровень расходов МРСК по расчетам с ТСО формируется на основании индивидуальных тарифов, утвержденных региональными регулирующими органами.

При этом в 2012 году отмечается 20%-й прирост удельного веса ТСО в котловом тарифе. При повышении тарифной выручки дочерних компаний Холдинга МРСК за четыре года на 57% у ТСО она выросла в 2,4 раза. Особенно резкое увеличение наблюдается в Краснодарском крае, Петербурге и Ленинградской области. В этих регионах положение местных РСК, в частности Ленэнерго, действительно заметно ухудшилось в последнее время.

Думаю, лицензирование деятельности сетевых организаций должно проводиться с одновременной их консолидацией, поскольку лицензирование может помочь лишь ограничить бесконечный рост числа ТСО, создать которые сейчас не составляет большого труда, однако не разрешит проблему развития сетей в корне. Укрупнение должно стать стратегией развития сетевого комплекса. Однако какая-то конкретика в его дальнейшей судьбе, вероятно, появится не ранее весны этого года, когда окончательно определится структура Российских сетей, а также будут установлены параметры работы РСК и ФСК ЕЭС.

Все же наметившееся в последнее время усиление внимания федеральных властей к инвестиционной привлекательности РСК позволяют надеяться, что консолидация ТСО по всем регионам будет доведена до своего логического завершения. Передача ТСО под контроль межрегиональных сетевых компаний будет способствовать росту рентабельности МРСК и расширять их возможности по финансированию инвестиционных проектов.

Пока в этом году акции сетевых компаний выглядят значительно лучше рынка. Текущая цель по акциям Холдинга МРСК составляет 3,83 руб., потенциал роста — 79%.