• EUR / USD /
  • GBP / USD /
  • USD / RUB /
  • EUR / RUB /
Конфликт интересов на Кавказе
Cкачать пост

Конфликт интересов на Кавказе

Большое значение для улучшения ситуации в электросетевом комплексе сейчас отводится завершению программы консолидации территориальных сетевых активов. Пока ТСО остаются «слабым звеном» электросетевого хозяйства, поскольку частая смена собственника препятствует реновации сетей, а отсутствие должного контроля над издержками ТСО, закладываемыми в тариф, приводит к его необоснованному завышению. Консолидация ТСО должна проводиться повсеместно, но часто она встречает противодействие муниципальных властей, как это происходит сейчас, например, на Северном Кавказе.



Консолидация ТСО на базе МРСК путем выкупа их у муниципалитетов или передачи в аренду позволит снизить тарифы на электроэнергию и сделать систему их формирования более прозрачной. В первую очередь, это сказывается на финансовых показателях МРСК, к которым они присоединяются, поскольку снижает объемы расходов на оплату услуг ТСО, а они сейчас формируют примерно 20% затрат МРСК по передаче электроэнергии. Доля ТСО в котловом тарифе варьируется на региональном уровне в зависимости от заявленной ТСО необходимой валовой выручки (НВВ), а аффилированность многих ТСО с местными властями часто приводит к завышению их индивидуальных тарифов. Это не затрагивало бы МРСК и ложилось бы на потребителей, если бы не ограничения со стороны правительства по максимальным темпам роста тарифов для населения и промышленных предприятий в пределах годовых темпов инфляции. В результате ТСО стали проблемой всех дочерний предприятий Холдинга МРСК, и если эту проблему не решить, то ситуация в МРСК будет только усугубляться. Поэтому на правительственном уровне было решено «навести порядок» в сетях и реализовать масштабную программу по передаче ТСО под контроль межрегиональных сетевых компаний. Начата она была еще несколько лет назад, затем неоднократно тормозилась, но возобновилась в этом году.

Для МРСК эта консолидация сулит не только увеличение доли в регионах присутствия и сокращение расходов, но еще и возможность развития собственных сетей, а также снижение доли потерь в среднесрочной перспективе. Однако в первые годы после консолидации процент потерь может несколько вырасти из-за сильной изношенности большей части присоединяемого сетевого хозяйства.

Подобные меры предпринимает сейчас МРСК Северного Кавказа. Консолидация здесь особенно актуальна из-за критической ситуации по оплате услуг по передаче электрической энергии. За 9 месяцев 2012 года дебиторская задолженность за услуги по передаче электрической энергии по МРСК Северного Кавказа и Дагэнергосеть составляет 4,64 млрд руб., из них по территориальным сетевым организациям — 3,57 млрд руб. Последний показатель вырос за этот отчетный период на 62% или 1,14 млрд руб. Это, безусловно, негативно скажется на финансовом состоянии компании по итогам года и выполнении ею ремонтной и инвестиционной программ.

К тому же проблема снижения потерь в СКФО стоит намного острее, чем в целом по стране. По сравнению со средним уровнем в РФ 8-10%, потери электроэнергии в электросетях МРСК СК в среднем составляют 22%, в территориальных сетях — почти 30%.

Пока всю программу консолидации в МРСК СК, как и по другим МРСК, планируется завершить к 2015 году, присоединив всего порядка 60 ТСО и увеличив долю МРСК СК в региональных сетях с текущих 73% практически до 100%. Президент поручил разработать процедуры по проведению конкурсов на право аренды электрических сетей и энергообъектов, находящихся в собственности субъектов СКФО и муниципалитетов, а также отдельных юридических лиц, с целью передачи их в управление МРСК СК. Схемы консолидации уже утверждены по некоторым филиалам, а приобретение энергообъектов учтено в инвестпрограмме МРСК СК (приобретение Огнинских сетей, объектов Кизилюртских РЭС).

Однако в Ставропольском крае консолидации воспротивилась местная администрация, которая предложила федеральным властям для пополнения регионального бюджета налогами передать им местные электросети МРСК Северного Кавказа. Со стороны властей это попытка вернуть себе налоги, которые Ставропольэнерго платила в краевой бюджет до 2008 года — до перехода в МРСК. Естественно, Холдинг МРСК выступил против такого предложения, настаивая на консолидации на базе своей компании, и направил соответствующее письмо в аппарат полпреда президента в СКФО. Помимо этих проблем, в ноябре также стало известно, что Дагестанский суд отказал МРСК Северного Кавказа в приобретении Огнинских городских электросетей.

Пока неизвестно, чем закончится эта борьба, но с учетом того, что подобные «сражения» за ТСО ведутся не только на Кавказе, но и, например, в Центре и Приволжье, причем не всегда в пользу МРСК, рассчитывать на скорую нормализацию положения МРСК СК на общем фоне не приходится. Тем не менее, несмотря на слабую отчетность и наличие высокого уровня потерь и проблем тарифообразования в регионе, в этом месяце акции МРСК СК показывали динамику лучше сектора в отсутствие всяких видимых на то фундаментальных причин для такого роста. К тому же частые увольнения генеральных директоров компании и скандалы вокруг многочисленных нарушений явно не добавляют этим активам привлекательности.



Пока большими шансами на завершение консолидации обладает МРСК Центра, которая успешно реализовала сделку по консолидации электросетевого хозяйства Белгородской области, стоимость 1 у.е. сетевых активов по которой оказалась самой низкой среди всех подобных сделок в секторе за этот год. В настоящее время известно, что по плану МРСК Центра до 2016 года должна прибрести 6 ТСО, однако и для этой компании региональный административный ресурс может оказаться существенной проблемой. С учетом дисконтов к рынку по 12-месячным мультипликаторам, таргет по акциям МРСК Центра определен на уровне 0,89 руб. В прошедшем месяце акции МРСК Центра сильно упали в цене, чему поспособствовал недавний скандал, связанный с обнаружением нарушений в финансово-хозяйственной деятельности компании.

Все же наметившееся в последнее время усиление внимания федеральных властей к инвестиционной привлекательности МРСК и сохранение надежд на их приватизацию позволяют надеяться, что консолидация ТСО по всем регионам будет доведена до своего логического завершения.