• EUR / USD /
  • GBP / USD /
  • USD / RUB /
  • EUR / RUB /
АВТОВАЗу по-прежнему не везет Источник: flickr.com
Cкачать пост

АВТОВАЗу по-прежнему не везет

Неутешительные результаты АВТОВАЗа за 2014 год и безрадостные перспективы года текущего не позволяют рекомендовать его акции к покупке

Ассоциация европейского бизнеса опубликовала прогноз, согласно которому российский автопром ждет очень непростой 2015 год. Организация полагает, что продажи в стране упадут сразу на четверть, а некоторые автопроизводители будут вынуждены уйти с рынка. Нелегкий период ожидает и производителя легковых автомобилей №1 в нашей стране АВТОВАЗ, который уже второй год подряд никак не может выйти на чистую прибыль.

Самое время пристальней взглянуть на отчетность компании о производстве и реализации автомобилей по итогам 2014 года, чтобы попытаться спрогнозировать, что ждет ее в ближайшем будущем. Интересными представляются также прогнозы АВТОВАЗа, руководство которого прекрасно понимает всю сложность ситуации, но при этом дает несколько более оптимистичную оценку падения продаж — на 19%, до 1,89 млн единиц. В любом случае цифры нас ожидают не радужные, а значит, даже в случае менее провального сценария, представленного автогигантом, продажи новых машин в России опустятся до уровня 2006 года.

Производственная отчетность АВТОВАЗа за 2014 год и оказалась ожидаемо слабой. За отчетный период компания произвела 575,1 тыс. автомобилей и сборочных комплектов, из которых моделей LADA — 386,8 тыс., а автомобилей альянса Renault-Nissan — около 133,9 тыс.

Продажи автомобилей марки LADA в прошлом году ощутимо сократились: падение составило почти 18% г/г, до 439,1 тыс. При этом в России было реализовано 387,3 тыс. автомобилей, а на экспорт было отгружено чуть более 50 тыс. Положительным моментом отчетности стало расшение рыночной доли в бюджетном сегменте автомобилей (low cost) с 38% до 42%. Особенно убедительно этот результат выглядит на фоне того, что сегмент автомобилей стоимостью ниже 600 тыс. руб. в России по итогам ушедшего года буквально рухнул на 30%.

Перед лицом приближающегося экономического кризиса, очертания которого становятся все более отчетливыми, автомобили экономкласса могут несколько сгладить нерадостную статистику продаж по итогам 2015 года. Руководство АВТОВАЗа даже уверяет, что продажи LADA должны вырасти на 15-20% благодаря активному продвижению продукции на внешних рынках, дальнейшему повышению уровня локализации продукции (в настоящее время он составляет 82% по автомобилям LADA) и выводу на рынок двух новых перспективных моделей LADA Vesta и LADA XRAY.

Говоря о конкретных представителях модельного ряда, можно выделить в первую очередь лидера продаж прошлого года LADA Granta. Автомобилей этой марке было реализовано свыше 150 тыс. Главным триумфатором стала LADA Largus. Было продано 74 тыс. этих моделей, что на 16% больше, чем годом ранее. При этом контрактная сборка автомобилей для альянса Renault-Nissan увеличилась до 133,9 тыс. единиц, то есть выросла более чем в шесть раз.

К сожалению, подробную статистику продаж по моделям АВТОВАЗа пока не представил, а потому в качестве ориентира предлагаю познакомиться с данными АЕБ по продажам легковых автомобилей в России, которые дают общее представление.

Несмотря на весь негатив, есть основания ожидать некоторого замедления темпов падения продаж автомобилей благодаря очередному возобновлению программы утилизации. На этот раз она будет длиться до конца марта текущего года. По ее условиям, которые, впрочем, не изменились с прошлого раза, при сдаче старой машины в утиль можно будет получить скидку в 50 тыс. руб. на покупку новой LADA, а также воспользоваться схемой  trade-in, которая предоставляет скидку в 40 тыс. руб. Предыдущая программа утилизации, запущенная в сентябре прошлого года и длившаяся три месяца, стала для  АВТОВАЗа  весьма успешной. Всего лишь через месяц он вышел в лидеры продаж в России, реализовав 15,2 тыс. автомобилей. Уже в октябре АВТОВАЗ  полностью выбрал выделенную государством квоту 2 млрд руб. и закрыл программу утилизации с чувством выполненного долга.

Что касается инвестиционной привлекательности акций АВТОВАЗа, то о ней просто неловко говорить, когда второй год подряд компания работает в убыток, в стране бушует самый настоящий кризис, а слово «дивиденды» акционеры компании уже просто забыли за много лет. В качестве инструмента для вложения средств куда более интересными выглядят акции СОЛЛЕРСа, который по финансовым мультипликаторам смотрится привлекательней не только АВТОВАЗа, но и целого ряда иностранных автопроизводителей. К тому же дивидендная доходность СОЛЛЕРСа за последние пару лет лишь немного не дотягивает до двузначных величин.

Рекомендация по акциям АВТОВАЗа — «держать». 

автопроизводители Объем производства объем реализации отчетность прогноз на 2015 год развитие реального сектора экономики