• EUR / USD /
  • GBP / USD /
  • USD / RUB /
  • EUR / RUB /

Особенности и перспективы национальной онлайн-торговли

Просмотров 493

Рынок электронной коммерции в России стал одним из наиболее привлекательных сфер бизнеса для инвестиций. Это связано с высоким потенциалом роста, уже наблюдаемым темпом развития сегмента интернет-торговли и значительным уровнем охвата Интернета в стране. На сегодняшний день онлайн-продажи формируют лишь 2% всех розничных продаж, зато каждый год этот сегмент расширяется на 25-30%. Чтобы оценить перспективы интернет-торговли в России более глубоко, необходимо проанализировать бизнес-процессы в онлайн-магазинах на основе статистических данных, особенности маркетинга при таких продажах, сопутствующий сервис, варианты способов оплаты товара, предлагаемые покупателю. Что касается доступности покупок через Интернет для широкого круга российских покупателей, то уровень проникновения Сети в нашей стране по состоянию на 2013 год составлял около 57%. Таким образом, регулярный доступ к Интернету имели 66% населения страны. Причем этот показатель увеличивается год от года примерно на 10%. Социологи предполагают, что к 2023 году Сетью будут регулярно пользоваться 75% россяин (по даныым рейтинга компаний SEO Stars).

Если говорить о предложении, то  по состоянию на 2013 год в российском сегменте Интернета работало 40 тыс. ретейл-платформ. За год их количество увеличилось на семь тысяч. Три года назад опыт покупки онлайн был уже у 30 млн российских пользователей. Это позволило рынку интернет-коммерции в России увеличиться за год на 27% и достичь объема $13 млрд. Предположительно темпы роста сохранятся и в дальнейшем, тем самым за год рынок прирастет до $16 млрд. При этом россияне являются также клиентами зарубежных интернет-магазинов, выручка которых за 2013 год оценивалась в $3 млрд. В плане способов оплаты интернет-магазины предлагают безналичный и наличный расчет, но клиенты предпочитают расплачиваться при доставке товара, что можно объяснить некоторым недоверием к онлайн-торговле в целом или конкретным магазинам. Между тем для самой индустрии интернет-торговли это не самый удобный способ получения денег, поскольку он является слишком медленным и мешает наращивать обороты торговли.

 Вполне логично, что самый высокий спрос на услугу интернет-торговли предъявляют жители столиц и крупных городов с населением выше 300 тыс. до миллиона. Однако исследователи отмечают, что москвичи и петербуржцы начинают отставать от жителей региональных центров по этому показателю.

Наиболее популярными покупками для россиян в Интернете являются промышленные товары и покупки услуг (главным образом, транспортных). Самым большим спросом у покупателей в нашей стране пользуется электроника, смартфоны, планшеты, программное обеспечение, охотно покупают также обувь, одежду и запчасти для машин. Многие пользователи Интернета предпочитают заказывать в Сети билеты на поезд или самолет. Самые высокие показатели по выручке за период с 2012-го по июнь 2013 года продемонстрировал сегмент бытовой техники и электроники, принесшей ритейлерам в совокупности более 181 млрд руб. Одежда и обувь заняли второе место, но отрыв от первого превышает 120 млрд: на этих товарах онлайн-продавцам удалось заработать лишь 56 млрд. Наименее популярными покупками в Интернете в тот период стали продукты питания, косметика и парфюмерия, а также предметы роскоши.