• EUR / USD /
  • GBP / USD /
  • USD / RUB /
  • EUR / RUB /
Конкуренты дышат в спину Х5 Retail Group
Cкачать пост

Конкуренты дышат в спину Х5 Retail Group

На прошлой неделе Х5 Retail Group опубликовала операционные результаты за 2012 год. В целом отчетность оказалась противоречивой: значительное расширение торговых площадей было нивелировано недостаточным ростом выручки и снижением посещаемости.



Выручка по итогам года увеличилась на 8,3%, а за девять месяцев — на 8,2%. Таким образом, 4-й квартал оказался не самым удачным для группы, впрочем, как и для других российских ритейлеров, и не смог значительно поднять общегодовые показатели. Выручка за 4-й квартал г/г выросла на 8,6%, притом что в 2011 году она повысилась на 16%. Показанный в прошлом году результат выручки к тому же был обеспечен активными маркетинговыми и рекламными компаниями, промоакциями, а также выходом новых магазинов на полную мощность. Портят статистику в основном гипермаркеты: за 4-й квартал выручка в них упала на 4,2%, по итогам 2012 года — на 7,7%. Неудивительно, что компания сокращает торговые площади магазинов данного формата. По итогам года они уменьшились на 0,8%, был открыт только один новый гипермаркет.


Источник: данные компании.

Стоит отметить, что сравнивать динамику выручки 2012 и 2011 годов затруднительно, так как значительный ее рост в 2011 году (32%) был обусловлен консолидаций сети Копейка, проведенной в декабре 2010 года. Таким образом, высокая база сравнения также оказывает давление на показатели роста. Однако в абсолютных показателях, Х5 остается лидером в российском ритейле по выручке, которая равна 490 088,2 млн руб.

Отдельно хотелось бы отметить расширение торговых площадей Х5, которое значительно ускорилось в 2012 году: чистый прирост торговых площадей на 40,8% превысил показатель 2011 года. В этом отношении Х5 обогнала своего главного конкурента Магнита, у которого по итогам года площади увеличились на 25,5%. Однако рост торговых площадей в целом остался сравнительно небольшим и составил 14%. Число магазинов увеличилось на 800, до 3802. При этом компания сосредоточилась на развитии магазинов «у дома», которые демонстрируют наилучшие результаты по росту выручки (+63%), а также по LFL-показателям. Количество магазинов данного формата за год увеличилось на 91,4%, но оно все еще уступает числу «мягких» дискаунтеров и супермаркетов.


Источник: данные компании.

Что касается показателей LFL, то по итогам года они остались слабыми. Особенно огорчает падение трафика на 3,1%, которое ускорилось по сравнению с результатами за девять месяцев. Средний чек подрос на 1,7% по сравнению с 0,9% по итогам трех кварталов, однако его значение все равно гораздо ниже уровня инфляции. Таким образом, мы видим, что компании не удалось привлечь потребителей даже за счет промоакций и умеренного роста цен.

Х5, скорее всего, сохранит за собой лидерство на российском рынке по итогам 2012 года. Такой вывод позволяет сделать объем выручки. Кроме того, количество магазинов и торговых площадей значительно выросло, при этом производится оптимизация торговых точек, закрываются наименее рентабельные. Однако продолжается значительное сокращение посещаемости, что не может не оказывать давление на будущее развитие. Х5 предстоит долгая работа над повышением эффективности, и, если она не будет завершена в течение 2013 года, ритейлер уступит позицию лидера. Пока мои прогнозы по росту выручки и рентабельности в наступившем году умеренные. Полагаю, что выручка поднимется примерно на 9%, а рентабельность сохранится на уровне 7%.





Таким образом, справедливая цена по GDR Х5 составляет $27,4, однако поскольку у компании сохраняется высокая долговая нагрузка, а перспективы развития туманны, достижение данного уровня котировок будет затруднительно.

Комментарии

Добавить комментарий