• EUR / USD /
  • GBP / USD /
  • USD / RUB /
  • EUR / RUB /
Социальная норма электропотребления: что ждет энергетиков?
Cкачать пост

Социальная норма электропотребления: что ждет энергетиков?

Премьер Дмитрий Медведев подписал постановление о поэтапном введении социальной нормы потребления электроэнергии на территории РФ. Это значит, что пути назад нет — давно обсуждаемая реформа вступает в свои законные права. К чему готовят отечественную электроэнергетику, и решит ли это существующие проблемы?



Главным мотивом введения нового механизма оплаты населением электроэнергии разработчики (то есть Минрегион) называют необходимость ликвидации перекрестного субсидирования. То есть такой системы, когда промышленность платит повышенные тарифы, и за счет этого снижается нагрузка на население. По подсчетам экспертов, примерный ежегодный объем перекрестного субсидирования составляет аж 230-250 млрд руб., что составляет около 80% всего объема. В частности, эту роль выполняет механизм «последней мили», из-за которого крупнейшим компаниям-потребителям приходится платить примерно на 30% больше за свою электроэнергию, что позволяет МРСК получать достаточно доходов для снижения тарифов населению. Много громких судебных разбирательств между промышленниками и МРСК по поводу неосновательного обогащения последних прошло за последние несколько лет. Также наблюдается тенденция к заключению прямых договоров между потребителями и ФСК.

Таким образом, разработчики выдвинули новое предложение взамен теряющих актуальность «миль»: в пределах определенного количества кВт/ч население платит минимальный (базовый) тариф, а все, что потребляется свыше, оплачивается по так называемому «экономически обоснованному» тарифу, который, кстати, согласно проекту, не может превышать базовый более чем на 30%. Но тот факт, что минимальный тариф будет все равно расти из года в год, показывает, что выгоды населения получаются весьма сомнительными. Размеры соцнормы, также как и тарифы, будут определяться каждым регионом самостоятельно. При этом будут учитываться различные факторы, такие как степень обострения ситуации с «милей», количество крупных промышленных объектов в регионе, запасы топлива на территории, количество электронагревателей и электроплит и т.д.

В нескольких областях эта система уже действует. Так, в Забайкалье и Владимирской области механизм был введен еще в 2005-2006 годах. Однако о результатах касательно перекрестного субсидирования эксперты говорить не спешат, по крайней мере, конкретных цифр никто не озвучивает. Значит, я так полагаю, хвастаться особенно нечем. Правда, сейчас уже говорят, что в некоторых регионах эффекта от отмены перекрестного субсидирования заметно не будет. Зато отзывов местного населения о недостаточности введенной нормы в избытке. Здесь властям приходится балансировать между двумя крайностями. Если занизить норму потребления и завысить тариф, население окажется в еще более тяжелой ситуации. Если поднять потребление и снизить тарифы, кто будет компенсировать потери поставщикам ресурсов, как генераторам, так и сетевикам? Ведь «мили»-то уже не будет! Выбор непростой.

Напомню, что введение нового режима на всей территории РФ планируется с 2014 года. Получается, у властей всего полгода на окончательную разработку норм и тарифов. Реально ли успеть в подобные сжатые сроки провести инвентаризацию плит и котлов, рассчитать экономически обоснованные тарифы и норму потребления так, чтобы в нее укладывалось 70% населения? Даже если предположить, что такая работа будет проведена до начала 2014 года, опасение вызывают размеры административных расходов. Поэтому сами «сбыты» признают, что не выиграют от нововведения. Таким образом, часть дополнительной выручки от повысившихся выплат населением (а они наиболее вероятно повысятся) будет «съедена» инфляцией и новыми административными издержками.

Что насчет генерирующих компаний и МРСК? На настоящий момент в среднем доля генерации в тарифе равняется 55%, а доля распределительного комплекса составляет порядка 26%. Если дополнительные доходы от повышенных выплат населения будут частично компенсировать инфляцию, рост себестоимости производства электроэнергии, снижение тарифов для промышленности, а также возмещение выпадающих доходов МРСК, то говорить о заметном росте выручки компаний сектора не приходится. Также не стоит забывать о системе льгот, которая действует для малоимущего населения, составляющего около 14% по итогам 2012 года. Это значит, что, несмотря на введение новой системы, они будут по-прежнему платить только определенный процент от тарифа, следовательно, эффект для энергетиков опять же снижается. Однако, если говорить о МРСК, то в перспективе акции МРСК Урала и МРСК Сибири могут получить большую поддержку, чем остальные, так как именно в этих регионах размеры перекрестного субсидирования наибольшие, а значит, условия введения социальной нормы будут более благоприятными как для промышленников, так и для энергетиков.

Таким образом, я считаю, что стоит проявить осторожность в отношении «дочек» Россетей по крайней мере до того момента, пока не станет ясным окончательный сценарий очередного этапа реформирования ЕЭС. Пока сектор находится под давлением, потеряв уже около 30% капитализации с начала года, что говорит о прежних опасениях инвесторов из-за неопределенности вокруг электроэнергетики.

Напоминаю, что таргеты по МРСК Сибири и МРСК Урала находятся на уровнях 0,121 руб. и 0,137 руб. соответственно.