• EUR / USD /
  • GBP / USD /
  • USD / RUB /
  • EUR / RUB /
Тойота Банк дебютирует на рынке корпоративного долга Источник: pravo.ru
Cкачать пост

Тойота Банк дебютирует на рынке корпоративного долга

Облигации Тойота Банка интересны хорошей корреляцией результатов эмитента с показателями авторынка в целом, а также большой частотой и прозрачностью отчетности вкупе с высокой степенью защищенности

Тойота Банк 10 февраля дебютирует на рынке рублевого корпоративного долга с выпуском первой серии трехлетних бондов с объемом эмиссии в 3 млрд руб. Организаторами выпуска назначены Райффайзенбанк и Росбанк. Рейтинговое агентство Fitch уже присвоило им предварительный долгосрочный рейтинг A-(EXP). На уровень рейтинга влияют гарантии материнской компании Toyota Motor Finance (Netherlands) B.V.

Инвесторам стоит обратить особенное внимание на этого эмитента из-за его специализации в сегменте автокредитования, а также сильной поддержке со стороны финансового крыла Toyota Motor Corp., в силу чего представляется крайне сомнительным, чтобы риски дефолта здесь оценивались в отрыве от показателей материнской компании. Но главное, на мой взгляд, даже не это, а тесная взаимосвязь операционных и маржинальных показателей эмитента с состоянием российского автомобильного рынка, что делает их анализ намного проще, шире и предсказуемее, нежели при рассмотрении обычного кредитного учреждения. Вместе с тем частота и прозрачность отчетности здесь выше, чем у автоконцерна, как такового. Эти три очевидных плюса позволяют сделать предположение, что спрос на бонды Тойота Банка будет очень хорошим.

Беглый взгляд на отчетность Тойота Банка (109-е место по активам-нетто, составляющим 50,37 млрд руб.) показывает, что 2015 год он пережил с сокращением высоколиквидных активов с 7,9 до 3,0 млрд руб. , что произошло главным образом из-за сокращения позиции в межбанковских кредитах, при одновременном сокращении текущих обязательств с 2,75 млрд до 1,32 млрд руб. (также в силу свертывания симметричного направления). Показатели мгновенной и текущей ликвидности чрезвычайно высоки  и равняются 398,4% и 181,0% соответственно. Основной портфель доходных активов — это кредиты физлицам, сократившиеся за год с 45,9 млрд до 37,1 млрд руб., и кредиты юрлицам, объем которых увеличился с 3,9 млрд до 9,6 млрд руб. Общая сумма доходных активов уменьшилась на 14,7% — c 57,74 млрд до 49,24 млрд руб.

Подавляющее число ссуд, естественно, обеспечено имуществом. Доля просрочки у банка выросла с 0,7% до 1,6%, доля резервирования на потери по ним увеличилась с 2,3% до 4,2%. Прибыльность источников собственных средств  уменьшилась за год с 15,55% до 13,09%. При этом рентабельность капитала ROE упала с 19,09% до 16,08%, что очень неплохо, учитывая спад на рынке автокредитования и, безусловно, намного лучше маржинальных показателей обычных банков. Отмечу, что чистая процентная маржа Тойота Банка увеличилась за год с 5,95% до 6,77%. Показатель достаточности базового капитала вырос с 14,2% до 15,9%, что характеризует банк как вполне надежный.

Ассоциация европейского бизнеса, которая ведет регулярный анализ российского автомобильного рынка, постоянно рапортует о серьезных его провалах в 2015 году. В целом по итогам декабря, рынок потерял приблизительно 35,7% объема 2014 года. Однако это не отражается на маржинальных показателях Тойота Банка в такой же пропорции. Кредитное учреждение очевидно демпфирует эффект падения продаж (118,3 тыс. автомобилей бренда в 2015 года против аналогичного показателя в 181,1 тыс. в 2014 году) за счет грамотного управления портфелем. Так, доходность ссудных операций увеличилась за год с 12,19% до 13,76%, что очень комфортно для покупателя на фоне повсеместного роста ставок. Также банк использует эффект увеличения доли авторынка (7,4% против 6,2%), а также свободный доступ к дешевому зарубежному фондированию, что на фоне ослабления рубля создает дополнительный маржинальный ресурс.

В целом я бы сказал, что интерес к облигациям Тойота Банка закономерен. Включение его бумаг в инвестиционный портфель равно будет правильным стратегическим шагом именно в силу предсказуемости, прозрачности и защищенности эмитента, даже если доходность окажется чуть меньше среднерыночной. Я рекомендую воспользоваться этой возможностью консервативным инвесторам, предпочитающим рублевые активы. Рассуждая относительно ориентира по будущей доходности, можно, например, воспользоваться текущими значениями YTM трех обращающихся выпусков (7,8,9 серии) Фольксваген Банк Рус (ближайший кэптивный банк, аналог рассматриваемого эмитента) с погашением в середине и конце 2019 года, которые составляют от 12,14% до 12,24% годовых по результатам последних сделок.

авторынок долговые бумаги доходность консервативная стратегия инвестирования облигации соотношение риск/доходность стабильная доходность Тойота Банк