• EUR / USD /
  • GBP / USD /
  • USD / RUB /
  • EUR / RUB /
Долговой рынок: главный ньюсмейкер недели — Трансаэро Источник: flickr.com
Cкачать пост

Долговой рынок: главный ньюсмейкер недели — Трансаэро

Сложившаяся на долговом рынке РФ ситуация не только чревата повышенными рисками, но и наполнена новыми возможностями для заработка

На прошлой неделе в центре внимания долгового рынка вновь оказалась ситуация вокруг Трансаэро. Итоги совещания у премьер-министра оказались неожиданными не только для обычных держателей бондов авиаперевозчика, но и для банков-кредиторов. Правительство согласилось с вариантом банкротства компании в связи с незавершенной офертой по выкупу Аэрофлотом пакета 75% плюс одна акция. Как сообщается, вина за то, что бумаги не были в срок консолидированы, лежит именно на банках, которые не торопились высвобождать акции из-под обременения. В выигрыше от срыва сделки оказался как раз Аэрофлот, под операционным управлением которого находился авиаперевозчик. Ежедневные убытки от обслуживания рейсов Трансаэро составляли около 300 млн руб. В сентябре Аэрофлот потратил на поддержание одной только операционной деятельности Трансаэро около 5 млрд руб., и речь шла о необходимых резервах еще в 15 млрд руб. до конца года. Естественно, продолжать операционную деятельность на финансовой платформе Аэрофлота без государственной поддержки было бы затруднительно, не говоря уже об обслуживании обязательств.

В результате котировки обоих выпусков облигаций Трансаэро БО-2 и БО-3 рухнули в четверг и пятницу до 25,10% и 19,73% соответственно.

Дилемма, однако, заключается в том, что, с одной стороны, правительство сложившейся ситуации должно было принимать во внимание не только финансовое давление на Аэрофлот, но и последствия отказа от сделки для банков-кредиторов, большая часть которых государственные. Общий долг Трансаэро, по оценкам на 1 июня, составлял 250 млрд руб., из которых 150 млрд относятся к лизингодателям (самый крупный — Внешэкономбанк с 55 млрд руб.). Еще около 85 млрд руб. долга распределены между ВТБ, Сбербанком, Газпромбанком, Новикомбанком, МКБ, Промсвязьбанком и Альфа-банком. И только 5,5 млрд руб. сосредоточены у держателей облигаций второго и третьего выпусков. На фоне усиливающегося банковского кризиса, вся прибыль которого России за 1-е полугодие составила 15,5 млрд руб., причем в основном за счет результатов Сбербанка, банкротство авиакомпании с таким крупным долгом может свести к нулю результаты за год для всего сектора в целом. Именно поэтому, в частности, особенных инициатив со стороны наиболее крупных держателей долга по банкротству и не заметно, о чем правительственные чиновники и оговорились по итогам совещания. В данный момент ситуация находится в руках кредиторов. Она еще не так близка к драматическому завершению, как может показаться. Шансы вернуться к реструктуризации остаются, а в таких условиях было бы разумнее обеспечить большую прозрачность в переговорном процессе, хотя, конечно, мы вряд ли ее увидим, поскольку тут прямо сказывается еще и фактор общего бюджетного кризиса.  

Кроме бумаг Трансаэро довольно активно торговались бонды МКБ, Металлоинвеста, ГПБ, Татфондбанка. Однако основной интерес рынка был сосредоточен именно на бумагах авиаперевозчика, в которых формируются глубокие спекулятивные возможности, поскольку потенциальное банкротство, повторюсь, может послужить триггером для всего рынка. В первую очередь оно может проявиться в виде эффекта домино для банковского сектора, который, помимо всего прочего, получил на прошлой неделе дополнительный сигнал со стороны ЦБ о намерении продолжить приведение регулятивной политики в соответствие с международными стандартами. Убежден, что при прочих равных условиях, и на новой неделе на рынке долга внимание участников будет фокусироваться на ситуации вокруг Трансаэро, так как проблемы, с ним связанные крайне серьезны и важны для всего рынка, особенно если вспомнить что обстановка вокруг долга Мечела также далека от разрядки. К сожалению, с исчерпанием бюджетного рычага для урегулирования таких системно значимых долговых кризисов мы переживаем очень непростые времена, но они же и наполнены не только риском, но и широкими возможностями для торговли.  

Результаты торгов наиболее популярными бумагами муниципального сектора представлены в таблице выше.

авиаперевозчики банковский сектор банкротство долговые проблемы муниципальные облигации облигации рынок долга