• EUR / USD /
  • GBP / USD /
  • USD / RUB /
  • EUR / RUB /
Главные причины сделать ставку на О’Кей Источник: sochi-lenta.ru
Cкачать пост

Главные причины сделать ставку на О’Кей

Неплохие перспективы развития вкупе со стремлением диверсифицировать бизнес и значительным дисконтом к аналогам позволяют рекомендовать бумаги ритейлера О’Кей для покупки

Кадровые перестановки в продуктовом ритейле в последнее время явление нередкое. Очередная замена произошла в составе топ-менеджмента О`Кей. Операционный директор сети Владислав Курбатов покидает свой пост. Его обязанности разделят между собой два новых операционных директора, которые имеют подобный опыт работы. Один из них Павел Томанек, в 2009-м занимавший пост операционного директора Ленты,  входящий в состав членов правления компании Tesco Чехии и Словакии и более двух лет проработавший операционным директором в X5 Retail Group. Второй — Иван Стык, также входивший в руководство Tesco Восточно-Европейского дивизиона. Напомню, что в апреле этого года с поста СЕО ушел Тони Майер, после чего компанию возглавил Хейго Кера. Еще раньше, в октябре 2014-го, сменился коммерческий директор компании. Им стал Анжелло Турати, работавший ранее в Metro в Хорватии и в X5 Retail Group в должности коммерческого директора.

Смена операционного директора стала результатом неудовлетворительных операционных и финансовых показателей последних отчетных дат.

И в самом деле, динамика операционных показателей за последние года выглядят не очень убедительно.

Компания увеличивает число торговых точек, однако этот процесс замедляется.  Доля собственных магазинов О`Кей на конец 2014 года составила 42,6%, остальные площади сеть берет в аренду, а издержки по этой статье формируют значительную часть затрат в рознице наряду с расходами на персонал. Компания также несет большие затраты на перевозку товаров, поскольку сотрудничает со сторонними транспортными компаниями. Напомню, что основные российские конкуренты ритейлера развивают свои дистрибуционные центры и логистические активы.

Также необходимо заметить, что компания оперирует лишь в двух форматах: гипермаркеты и супермаркеты. Это ограничивает для нее возможности диверсификации на фоне таких конкурентов, как X5 Retail Group и Магнит, развивающих все форматы розничной торговли. Однако менеджментом О`Кей была заявлена концепция открытия магазинов формата дискаунтера под названием «Да». До конца этого года планируется открыть примерно 35 таких магазинов в Москве и области.

Помимо прочего О’Кей фиксирует замедление роста трафика, а динамика среднего чека подвержена сильным колебаниям. За 2014 год компания продемонстрировала отток трафика и, как результат, падение LFL-выручки. К тому же в 1-м полугодии года текущего компания пострадала от продуктового эмбарго, объявленного Россией в отношении некоторых товаров иностранного производства.

Что касается финансовых показателей в динамике, то компании удается наращивать выручку (присутствие инфляционного эффекта торговой корзины), однако и в этом показателе присутствует тенденция к замедлению. Практически параллельно выручке увеличиваются и расходы COGS и SG&A. При этом рентабельность компании находится на среднем по отрасли уровне. Маржинальность операционной прибыли варьируется около 6%, маржинальность EBITDA примерно равна 8%. За последние восемь лет компания продемонстрировала чистый убыток лишь в 2008 году, когда он составил 2,93 млрд руб.


Сравнительный анализ компании

Судя по мультипликатору EV/EBITDA, компания торгуется с 29%-м дисконтом к общей выборке, в которую включены аналоги с развитых рынков и с развивающихся рынков. 

Развитие O’Kей в целом замедляется, однако есть позитивные тенденции. Так, разгон инфляции играет на руку ритейлеру, емкость рынка продуктовой розницы в России позволяет наращивать показатели, поскольку доля крупнейших игроков менее 25%. Менеджмент ищет способы диверсифицировать бизнес, в частности, путем запуска нового формата магазинов в низком ценовом диапазоне. Компания ощутила давление от продуктового эмбарго, но в дальнейшем, как мне кажется, данная проблема решится путем налаживания сотрудничества с другими поставщиками. Приход новых операционных директоров, возможно, повысит эффективность бизнеса розничной сети. Учитывая, что бумаги O’Kей торгуются со значительным дисконтом рекомендую их покупать.

гипермаркет диверсификация розничная сеть розничные продажи руководство компании стратегия развития супермаркет трафик форматы магазинов эмбарго на продукты питания